|
|||
|
ПЛАНЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
В 1900-х годах в стране стал заметным подъем промышленности , сельского хозяйства и деловой активности, что вызвало потребность в дальнейшем расширении железнодорожной сети. В научных и инженерных кругах того времени все настойчивее поднимался вопрос об экономических критериях, размерах и темпах увеличения железнодорожной сети. Значительный интерес представляют исследования этого вопроса проф. Н. П. Петровым . Если в качестве экономического критерия, отмечал он, использовать плотность железных дорог по населению, то, например, для европейской части России можно базироваться на показателях Западной Европы: принять норму в 10 км на 10 тыс. жителей. Полагая, что к 1918 г. население России составит 155 млн. человек, Н. П. Петров определил протяженность сети в 155 тыс. км. Для азиатской части России рекомендовалось взять канадскую норму - по количеству площади на 1 км железной дороги, при этом длина сети составила бы около 60 тыс. км. Инженер путей сообщения С. Н. Кульжинский на основании проведенных исследований предложил на каждую вагонную ось иметь не менее 10 м станционных путей, что обеспечило бы безопасность и помогло предупреждать задержки в движении. Для рассмотрения поступивших предложений о сооружении линий и подготовки принципиальных решений на уровне правительства в МПС работала Комиссия о новых железных дорогах . Было также организовано Особое междуведомственное совещание по выработке плана железнодорожного строительства на предстоящее пятилетие 1917-1922 гг. В его состав вошли представители Государственного совета, Государственной думы, МПС и ряда других министерств, общественных организаций, промышленности, торговли, Императорского русского технического общества. МПС представляли специалисты железнодорожного транспорта А. В. Ливеровский , И. Я. Манос , С. Н. Ястржембский и др. На одном из заседаний некоторые участники совещания высказывали мнение, что "железнодорожное строительство, являющееся... функцией от быстро меняющихся условий и обстоятельств жизни, имеет столь изменчивый характер, что составить план не только на пятилетний, но даже на более короткий срок вряд ли возможно, так как нельзя предвидеть, каковы будут потребности России в самые ближайшие годы" 300_1 . Однако председательствующий на заседании товарищ министра путей сообщения И. Н. Борисов убедительно рассеял эти сомнения, и собравшиеся приступили к конструктивной работе. Высокое совещание рекомендовало включить в пятилетний план строительства дорог следующие направления: Донецкий бассейн-Москва; Орел-Лиман; Харьков-Пенза-Инза; Екатеринодар-Туапсе; Саратов- порты Азовского моря с ветвью на Миллерово; Александров Гай-Чарджуй; Уфа- Пермь-Печора; Сорока-Котлас-Обь; Котлас-Свирь-Финляндская граница; Муром-Сасово-Моршанск-Тамбов; Киев-Одесса; Кострома- Красноуфимск- Уфалей-Томск-Енисейск ; Орск-Акмолинск-Павлодар и другие. Специальное заседание Комиссии о новых железных дорогах 12-30 января 1916 г. было посвящено проблеме соединения железнодорожным путем Приленского края с Сибирской магистралью. После детального обсуждения промышленно-экономических, земельных, финансовых и других вопросов с учетом перспективного заселения края комиссия рекомендовала проложить железную дорогу от одной из станций Сибирской магистрали между Тайшетом и Тулуном через Братск в направлении на Усть-Кут и далее до Бодайбо для массовых перевозок грузов горной и золотодобывающей отраслей. В последующем предполагалось развитие путей сообщения с Якутией, включая применение узкоколейных рельсовых дорог 301_1 . Особое междуведомственное совещание на основании теоретических и практических данных пришло к заключению, что минимальная для страны потребность строительства новых рельсовых путей выражается "в цифре не менее шести тысяч верст ежегодно". По итогам работы совещания МПС представило в высшие государственные органы предложения о ежегодном строительстве железных дорог в размере 4000 верст за счет правительственных ассигнований и 2000 верст на средства частного капитала. В предложениях предусматривалось необходимое развитие отечественной промышленности по выпуску рельсов, подвижного состава, строительных машин. Для обеспечения столь масштабного строительства железных дорог и последующей их эксплуатации квалифицированными кадрами намечалось открыть 40 специальных школ для подготовки техников, предусмотрев выделение для этого 11 млн. руб. Потребность в выпуске инженеров путей сообщения предусматривалась в количестве 725 человек в год. С этой целью планировалось увеличение приема студентов в Петроградский и Московский институты, а также учреждение нового вуза в одном из южных городов - Екатеринославе, Ростове-на-Дону или Харькове 301_2 . Для реконструкции и расширения Петроградского и Московского институтов инженеров путей сообщения намечалось выделить значительные средства. Так в трудное время еще продолжавшейся изнурительной войны прорабатывалась и намечалась широкая программа развития сети железных дорог страны. Ссылки:
|