Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кинг Мартин Лютер (1929 -1968)

   Из Познера 

Мартин Лютер Кинг стал мощным явлением, силой в Америке. Пожалуй, Америка не знала такого человека со времен Авраама Линкольна . Кинг не только консолидировал "черных" граждан Америки, он добивался единения "черных" и белых, он сплачивал все этнические меньшинства страны. Это был первый человек в истории США, которому подобное удалось. Его идеалы - вполне притом христианские - приводили к таким выводам, которые угрожали самым разным интересам, в частности, интересам военно-промышленного комплекса, войне во Вьетнаме, гонке вооружений. То, что говорил Кинг, то единение, которого он добивался, угрожало status quo. И это было неприемлемо. Его застрелил человек по  имени Джеймс Эрл Рей. Взял и решил? Ни с того ни с сего? Не знаю, что думаете вы, но я не верю.

См. в Википедии Кинг, Мартин Лютер

Источник - Википедия

Кинг, Мартин Лютер (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта, штат Джорджия, США — 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси, США) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.
В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню — районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.
Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.
В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.
Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.

Личная жизнь 
В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.
Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец невесты. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года.
Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:
Йоланда Кинг (англ.) — дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама — 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния)
Мартин Лютер Кинг III — сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама)
Декстер Скотт Кинг (англ.) — сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия)
Бернис Альбертин Кинг (англ.) — дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия)

В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции — Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди.
Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе — начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.
Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.
Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.
Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.
Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO.

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас — все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам» 

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.
Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

Речи и выступления
«У меня есть мечта»
«Пастырь, ведущий свою паству»

Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях, но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу, но и к своим врагам или оппонентам — благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди, согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея, где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны. В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма. В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.

Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди, следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию, и в апреле 1959 года с помощью квакерского Американского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь, после визита в эту страну, он в ещё большей степени, нежели прежде, убежден в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира».
В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий правозащитник, Байард Растин, который также был знаком с идеями Ганди и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия, выступая впоследствии в роли основного советника и наставника в ранние годы его общественно-политической деятельности. Растин также был главным организатором «Марша на Вашингтон» 1963 года. Затем, ввиду открытой гомосексуальности Растина, а также его прежних связей с Коммунистической партией США, Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на что Кинг в конце концов согласился.
Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи Генри Торо, представленные в его эссе «О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе сотрудничать со злонамеренной общественной системой. Определенный эффект имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша «Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг использовал концепцию «агапэ» (христианской братской любви), что могло быть обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси.

Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их совестью, а не рабом или хозяином одной из них. В 1958 году в интервью он заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы, ни демократы не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан.
Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и представители Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав населения.
Несмотря на отсутствие публичной поддержки какой-либо партии или какого-либо кандидата, в письме одному из борцов за гражданские права в октябре 1958 года Кинг писал, что не был уверен, голосовать ли за Стивенсона или Эйзенхауэра, но в прошлом всегда отдавал свой голос за демократов. В автобиографии Кинг писал, что в 1960 году он частным порядком голосовал за Дж. Кеннеди, кандидата от демократов, поскольку чувствовал, что тот станет лучшим президентом из возможных; кроме того, он отмечал, что, вполне вероятно, сделал бы исключение из своих правил неприсоединения, если бы Кеннеди баллотировался на второй срок.
Кинг был сторонником введения безусловного основного дохода:
«Самый эффективный метод борьбы с бедностью — её прямая отмена введением гарантированного дохода». (1967)

— Martin Luther King jr. Where do we go from here: Chaos or community? — New York: Harper & Row, 1967. (последняя книга Кинга)
По утверждениям Кинга, значительное влияние на его взгляды и мышление оказал преподаватель Бостонского университета Эдгар Шеффилд Брайтмен

Ссылки:

  • Сионизм
  • Познер В.В. о "Пражской весне", совести и предательстве
  • Икс Мальком
  • Маккартизм
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»