Режиссер, критик, драматург. С 70-х годов прошлого века критик, с 80-90- х
годов - писатель, драматург, педагог. Крупнейший реформатор русского
театра, вместе с К. С. Станиславским в 1898 году основал
Московский Художественный театр
. Народный артист СССР (1936). Лауреат Государственных премий СССР (1942,
1943).
Владимир Иванович Немирович-Данченко
Дата рождения: 11 (23) декабря 1858
Место рождения: Озургети,
Кутаисская губерния, Российская империя
Дата смерти: 25 апреля 1943 (84 года)
Место смерти: Москва, СССР
Профессия: театральный режиссёр, театральный педагог, драматург,
писатель, театральный критик
Гражданство: Российская империя, СССР
Театр: Московский Художественный
театр
Награды: Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени
Народный артист СССР— 1936 Народный артист РСФСР Сталинская премия —
1942 Сталинская премия — 1943
Владимир Иванович Немирович-Данченко (11 (23) декабря 1858, Озургети,
Кутаисская губерния, — 25 апреля 1943, Москва) — российский и советский
театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и
театральный деятель; один из основателей Московского Художественного
театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича
Немировича-Данченко.
Владимир Немирович-Данченко родился в г. Озургети (ныне Грузия) в
украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии,
офицера (подполковника) Российской армии, служившего на Кавказе. Мать —
урожденная Ягубян Александра Каспаровна (1829—1914), армянка, похоронена на
Армянском кладбище в Москве.
Учился в Тифлисской гимназии (окончил с серебряной медалью) и затем на
физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета
(1876—1879).
В 1877 году начал публиковаться как театральный критик: статьи и обзоры в
журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» (был
редактором газеты), «Новости дня» и др. под псевдонимами В л., В ладь,
Гобой, Нике и Кикс.
В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через
год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На
почтовой станции».
В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли
повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская
ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя
воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы
пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом
театрах, а также в провинциальных театрах.
В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии
за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А.Чехова более достойна этой
премии.
В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении
Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества
(ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван
Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского
Художественного театра.
В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал
Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий.
После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную
работу в качестве театрального деятеля: вошел в число членов Центротеатра
(высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и
редакторов журнала «Культура театра».
В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию. В 1925 году студия
отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы
актёров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене
с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии».
Перед одним из представлений оперы «Кармен» к зрителям обратился дирижёр
Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно
в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями,
разворачивающимися на сцене».
После гастролей Немирович-Данченко полтора года работал по
контракту в Голливуде. Группа артистов осталась в США — не вернулась на
родину. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в
помещении Художественного театра, фактически она оказалась на улице; однако
вскоре для работы театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с
1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка,
17).
В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного
артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко. В 1928 году статус театра
получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926
года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными
труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и
тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл
коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины
Кригер. После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в
июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр
Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров,
был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский
государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
С осени 1928 года из-за болезни сердца К. С. Станиславский прекратил
актёрские выступления и деятельность режиссёра-постановщика и
сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота
ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи
Немировича-Данченко.
В апреле 1940 года был создан Комитет по
Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем
Комитета был утверждён Владимир Иванович Немирович-Данченко.
25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного
приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
26 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения
памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено в том числе о
создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском
переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни,
мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была также
переименована в честь В. И. Немировича-Данченко. Школа-студия была
официально открыта 20 октября 1943 года.
До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и
художественным руководителем.
Его именем назван Московский академический музыкальный театр имени К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Семья
Брат — Василий Иванович Немирович-Данченко (1848-1936) — журналист,
писатель, эмигрант.
Сын — Георгий Владимирович Немирович-Данченко (1889-1939) — юрист,
журналист, белоэмигрант.
Сын — Михаил Владимирович Немирович-Данченко (1894-1962), окончил
Московскую консерваторию по классу скрипки, в дальнейшем также связал свою
судьбу с Художественным театром, был артистом Музыкальной студии при
нём.
Внук — Василий Михайлович Немирович-Данченко, композитор, музыкант, в
настоящее время — заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова, на сцене
которого выступает и как актёр.
Звания и награды
Народный артист Республики (1923)
Народный артист СССР (1936).
Сталинская премия первой степени (1942) — за постановку спектакля
«Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина.
Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся достижения.
Орден Ленина.
Орден Трудового Красного Знамени. Театр
Режиссёрские работы
Московский Художественный театр
1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (совместно с К. С.
Станиславским)
1898 — «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)
1899 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)
1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским)
1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена
1902 — «На дне» М. Горького (совместно с К. С. Станиславским)
1903 — «Столпы общества» Х. Ибсена
1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира
1904 — «Иванов» А. П. Чехова
1905/6 — «Дети Солнца» М. Горького (совм. со Станиславским)
1905/6 — «Бранд» Х. Ибсена
1906 — «Горе от ума» (совместно с К. С. Станиславским)
1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина
1908 — «Росмерсхольм» Х. Ибсена
1908 — «Ревизор» (совместно с К. С. Станиславским)
1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева
1910 — «Miserere» С. С. Юшкевича
1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому.
1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского
1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого
1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева
1912 — «Нахлебник» И. С. Тургенева
1913 — «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф. М. Достоевского
1914 — «Мысль» Л. Н. Андреева
1914 — «Смерть Пазухина» Н. Е. Салтыкова-Щедрина
1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина
1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского
1925 — «Пугачевщина» К. А. Тренева
1929 — «Блокада» Вс. Вяч. Иванова
1929 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Радиопостановка 1938 г.
(инф.))
1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1936 г.
(инф.))
1934 — «Гроза» А. Н. Островского
1934 — «Егор Булычев и другие» М. Горького
1935 — «Враги» М. Горького
1936 — «Мольер» («Кабала святош») М. А. Булгакова
1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева
1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1937 г.
(инф.))
1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова
1939 — «Половчанские сады» Л. М. Леонова
1940 — «Три сестры» А. П. Чехова
1942 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, Гос. пр. СССР,
1943)
1943 — «Последние дни. Пушкин» М. А. Булгакова
Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И.
Немировича-Данченко)
1920 — «Дочь Анго» Ш. Лекока (либретто М. Гальперина)
1922 — «Перикола» Ж. Оффенбаха (либретто М. Гальперина)
1923 — «Лизистрата» Аристофана
1924 — «Карменсита и солдат» на музыку оперы Ж. Бизе «Кармен»
1934 — «Травиата» Дж. Верди (либретто В. Инбер)
1929 — «Джонни» Э. Кшенека (либретто М. Гальперина и Геркена)
1930 — «Северный ветер» Л. К. Книппера (1930, трагедия на музыке, на
либретто В. М. Киршона по пьесе «Город ветров»)
1934 — «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича
1936 — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского
1939 — «В бурю» Т. Н. Хренникова
Литературное творчество
Повести и романы
1891 — Немирович-Данченко В. И. На литературных хлебах. — 1891.
1892 — Немирович-Данченко В. И. С дипломом. — 1892.
1895 — Немирович-Данченко В. И. Старый дом. — 1895.
1896 — Немирович-Данченко В. И. Губернаторская ревизия. — 1896.
1900 — Немирович-Данченко В. И. В степи. — 1900.
Пьесы
1882 — Немирович-Данченко В. И. Шиповник. — 1882.
1882 — Немирович-Данченко В. И. Наши американцы. — 1882.
1884 — Немирович-Данченко В. И. Тёмный бор. — 1884.
1890 — Немирович-Данченко В. И. Новое дело. — 1890.
1896 — Немирович-Данченко В. И. Цена жизни. — 1896.
1885 — Немирович-Данченко В. И. Соколы и вороны / в соавторстве с А. И.
Южиным. — 1885. — Поставлена в театре Корша.
1888 — Немирович-Данченко В. И. Последняя воля. — 1888.
1895 — Немирович-Данченко В. И. Золото. — 1895.
1901 — Немирович-Данченко В. И. В мечтах. — 1901.
Другие сочинения
Книги
1923 — Немирович-Данченко В. И. «Горе от ума» в постановке Московского
Художественного театра. — М.- П..
1938 — Немирович-Данченко В. И. «Анна Каренина» в постановке МХАТ СССР им.
Горького. — 1938.
1938 — Немирович-Данченко В. И. Из прошлого = 2 изд. — М., 1938.
1952 — Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. — М., 1952.
1954 — Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. — М., 1954. — Т.
1-2.
1962 — Немирович-Данченко В. И. Пьесы. — М., 1962.
1964 — Немирович-Данченко В. И. Режиссёрский план постановки трагедии «Юлий
Цезарь». — М., 1964.
1979 — Немирович-Данченко В. И. Избранные письма: В 2 т. М.: Искусство,
1979. Т. 1: 1879—1909 / Сост., вст. ст. В. Я. Виленкина, коммент. Н. Р.
Балатовой, С. А. Васильевой, В. Я. Виленкина, И. Н. Соловьевой, Л. М.
Фрейдкиной. 608 с.
1979 — Немирович-Данченко В. И. Избранные письма: В 2 т. М.: Искусство,
1979. Т. 2: 1910—1943 / Сост. В. Я. Виленкин, коммент. Н. Р. Балатовой, С.
А. Васильевой, В. Я. Виленкина, И. Н. Соловьевой, Л. М. Фрейдкиной. 742
с.
1979 — Немирович-Данченко В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью.
Заметки: 1877—1942 / Сост., вст. ст., коммент. Л. М. Фрейдкиной. М.: ВТО,
1980. 375 с.
1979 — Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. 575
с.
2003 — Владимир Немирович-Данченко. Из прошлого = переиздание. — 368, 2003.
— (Мой 20 век). — 4 000 экз. — ISBN 5-98262-003-3
Журнальные публикации
1881 — Немирович-Данченко В. И. Крестьянское царство. — Русская мысль,
1881. — Т. Кн. 1 и Кн. 2. — С. 166—226 / 58—105. — (Очерки и впечатления
поездки на Валаам).
Литература
Соболев Ю. Вл. И. Немирович-Данченко. — 1918.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — Л., 1928.
Юзовский Ю. Горький на сцене МХАТ. О спектакле «Враги». — М.- Л.,
1939.
Виленкин В. Я. Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества. — 1941.
Фрейдкина Л. Владимир Иванович Немирович-Данченко. — М.—Л., 1945.
Роскин А. «Три сестры» на сцене Художественного театра = отрывки. — Л.- М.,
1946.
Марков П. А. Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театр. —
М., 1960.
Фрейдкина Л. М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко = летопись жизни и
творчества (1858-1943). — М.: Всероссийское театральное общество, 1962. —
643 с.
Соловьёва И. Н. Немирович-Данченко. — М.: Искусство, 1979. — 408 с. —
(Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
Гаевский В. М. «Укор владеющей судьбе». Немирович, Мейерхольд и два
чеховских спектакля. — Наше наследие № 79/80, 2006.
МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. — «Московский Художественный
Театр». — 2010. — С. 222—235. — 960 с. — 1 000 экз. — ISBN
978-5-900020-25-9