Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Термен демонстрирует свои приборы Ленину

По делам службы Термену приходилось довольно часто ездить в Москву - особенно после того, как осенью 1921 года он выступил с докладом на заседании Восьмого Всероссийского электротехнического съезда . Неторопливо понукая костлявую полуживую лошаденку, извозчик меньше чем за час доставлял с Каланчевки на Молчановку. Здесь, в Военной радиотехнической лаборатории , Термена по старой памяти считали своим. Здесь-то и сообщили ему в очередной приезд, что его разыскивает по важному делу Аким Максимович Николаев , член коллегии Наркомпочтеля и председатель Радиотехнического совета. С Николаевым Термен познакомился в бытность свою начальником радиопередатчика Наркомпочтеля под Петроградом, на главной в то время в республике гражданской радиостанции. Но ему не пришлось там долго работать. При наступлении Юденича на Петроград радиостанция была взорвана. Не откладывая, Термен позвонил в Наркомпочтель: Николаев считался большевистским комиссаром по делам радио, он не стал бы искать его по пустякам.

- Хорошо, что вы приехали,- сказал Николаев.- Я разыскивал вас по поручению Владимира Ильича. Владимир Ильич просит продемонстрировать этот ваш радиомузыкальный прибор...

- Думаете, ему будет интересно?

- Владимир Ильич придает большое значение радиотехнике, а ваш аппарат открывает новые, необычные возможности...Помните электротехнический съезд ?!

Съезда Термен не забыл, конечно.

Ярким весенним утром к особняку на Молчановке подкатил старенький легковой автомобиль. - Едемте в Кремль,- сказал Николаев Термену. Вместе с лаборантом Гришей Файном они погрузили аппаратуру, аккумуляторы. Когда автомобиль тронулся с места, показалось, что началась пулеметная перестрелка. Кашляя и отчаянно скрипя на выбитом булыжнике, оставляя за собой струю синего дыма, он выехал на Поварскую. В воротах Кремля Николаев предъявил часовому документы. Выгрузив аппаратуру, прошли с ней через пять или шесть холодных комнат и наконец оказались в небольшом узком зальце с длинным, крытым сукном столом посредине.

- Совсем забыл вас предупредить,- сказал Термен, осмотревшись.

- Для демонстрации необходимо фортепиано. Вот об этом я не подумал!

- На съезде - вы обходились без аккомпанемента! Николаев быстро вышел куда-то и вскоре вернулся с молодой женщиной. Фотиева ,- протянула она руку.- Владимир Ильич поручил мне аккомпанировать... Он на заседании, просит извинить за то, что опаздывает. Быть может, мы порепетируем с вами? Я, знаете ли, давно не играла... Пока устанавливали пианино в углу комнаты и поудобнее расставляли стулья, Термен с лаборантом на дальнем краю длинного стола подключал к металлиеской вазе - он сам выбрал ее и перенес с окна - еще один прибор, который решили показать Ленину в действии. Этот прибор предназначался для радиосигнализации - для совсем иных целей, чем терменвокс, но работа его была основана на том же принципе.

Между тем Лидия Александровна Фотиева , секретарь Ленина , приготовилась к репетиции. Для начала попробовали испытанный "Лебедь" Сен-Санса, потом этюд Скрябина и "Жаворонок" Глинки. Обменялись любезностями.

- Вы прекрасно чувствуете инструмент,- похвалил аккомпаниаторшу Термен.

- Какой необыкновенно чистый звук дает ваш прибор!- сказала изобретателю Фотиева.

- У кого вы учились?- спросил он.

- Когда-то училась в консерватории,- усмехнулась Фотиева. Давно. До революции.

- Представьте себе, я тоже!

- Вот, оказывается, на что способны мы, музыканты!- пошутила она, и в этот момент дверь распахнулась- стремительно вошел Владимир Ильич. Термен узнал его по портретам. Входите, входите, товарищи, прошу вас!- проговорил Владимир Ильич, обернувшись к двери, и все тем же стремительным шагом направился к Термену. Здравствуйте! Здравствуйте, Владимир Ильич! Следом за Лениным в комнату вошло человек двадцать, не меньше, среди них Термен увидел Калинина .

- Ну-с, что за чудеса вы тут для нас приготовили?- когда все уселись, задорно спросил Ленин. Портреты не могли передать этой живости, быть может, самой главной особенности его лица. Термен отошел к дальнему концу стола, где стояла металлическая ваза.

- Прежде чем продемонстрировать музыкальный прибор, я хочу показать сделанный мною по тому же принципу прибор для охранной сигнализации . Обратите внимание, он подключен к этой вазе,- изобретатель, как фокусник, протянул к вазе руку, и тут же, хотя он ее не коснулся, зазвенел звонок. Все рассмеялись.

- Приближаясь к сторожевому прибору,- невозмутимо продолжал изобретатель,- человек невольно меняет емкость конденсатора, и раздается сигнал. Едва он кончил, как один из присутствующих, подмигнув товарищам, заявил:

- А ну-ка, я его сейчас обману! Он обмотал руку шарфом, поверх шарфа напялил ушанку и, выставив все это вперёд, крадучись, двинулся к вазе. Но дотянуться до нее не успел - раздался звонок, и под общий смех ему пришлось возвратиться на место.

- Поверьте, товарищ Термен,- сквозь смех проговорил Ленин,- если бы товарищ хоть чуточку разбирался в радиотехнике, он бы не стал этого делать!

- Тогда позвольте объяснить принцип действия... И Термен стал рассказывать о катодном реле, реле-стороже и реле-музыканте...

Лидия Александровна Фотиева села к пианино, а изобретатель, сухощавый молодой человек с усиками, встал возле своего инструмента, выпрямившись и раскинув руки, как дирижер перед пультом. Инструмент по виду очень напоминал дирижерский пульт. Только с левой стороны ящика-пюпитра располагалось проволочное кольцо, а справа торчала вверх проволочная пика. Из объяснений изобретателя присутствующие уже знали о назначении этих антенн. Кольцом регулировалась громкость, пикой - высота звука. -

Композитор Сен-Сане,- объявил изобретатель,- "Лебедь" из "Карнавала животных". И, картинно взмахнув руками, принялся дирижировать невидимым, словно спрятанным в ящике, оркестром, звучание которого напоминало то флейту, то скрипку, то виолончель, то кларнет. Ему щедро хлопали после каждого номера, а когда он закончил "Жаворонком", Ленин подошел к нему и спросил: - Можно мне попробовать? Приноравливаясь, он взял несколько нот наугад. -Я помогу вам,- сказал Термен и, встав позади, взял его руками за оба запястья. У Ленина был хороший слух - это тотчас отметил инженер- музыкант. Уже к середине пьесы Термен едва придерживал его руки, и почти самостоятельно и довольно чисто он "доиграл" до конца, а затем, смеясь, поклонился "публике", теперь весело и бурно хлопавшей ему.

- Я всегда говорил, что электричество может творить чудеса,- сказал Ленин.- Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка! Надо это всячески пропагандировать! Я уверен, товарищи, именно мы увидим, какие электрификация совершит чудеса!

Ссылки:

  • ТЕРМЕН: ИЗ ФИЗТЕХА В ГРАНД-ОПЕРА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»