|
|||
|
Термен демонстрирует свои приборы Ленину
По делам службы Термену приходилось довольно часто ездить в Москву - особенно после того, как осенью 1921 года он выступил с докладом на заседании Восьмого Всероссийского электротехнического съезда . Неторопливо понукая костлявую полуживую лошаденку, извозчик меньше чем за час доставлял с Каланчевки на Молчановку. Здесь, в Военной радиотехнической лаборатории , Термена по старой памяти считали своим. Здесь-то и сообщили ему в очередной приезд, что его разыскивает по важному делу Аким Максимович Николаев , член коллегии Наркомпочтеля и председатель Радиотехнического совета. С Николаевым Термен познакомился в бытность свою начальником радиопередатчика Наркомпочтеля под Петроградом, на главной в то время в республике гражданской радиостанции. Но ему не пришлось там долго работать. При наступлении Юденича на Петроград радиостанция была взорвана. Не откладывая, Термен позвонил в Наркомпочтель: Николаев считался большевистским комиссаром по делам радио, он не стал бы искать его по пустякам. - Хорошо, что вы приехали,- сказал Николаев.- Я разыскивал вас по поручению Владимира Ильича. Владимир Ильич просит продемонстрировать этот ваш радиомузыкальный прибор... - Думаете, ему будет интересно? - Владимир Ильич придает большое значение радиотехнике, а ваш аппарат открывает новые, необычные возможности...Помните электротехнический съезд ?! Съезда Термен не забыл, конечно. Ярким весенним утром к особняку на Молчановке подкатил старенький легковой автомобиль. - Едемте в Кремль,- сказал Николаев Термену. Вместе с лаборантом Гришей Файном они погрузили аппаратуру, аккумуляторы. Когда автомобиль тронулся с места, показалось, что началась пулеметная перестрелка. Кашляя и отчаянно скрипя на выбитом булыжнике, оставляя за собой струю синего дыма, он выехал на Поварскую. В воротах Кремля Николаев предъявил часовому документы. Выгрузив аппаратуру, прошли с ней через пять или шесть холодных комнат и наконец оказались в небольшом узком зальце с длинным, крытым сукном столом посредине. - Совсем забыл вас предупредить,- сказал Термен, осмотревшись. - Для демонстрации необходимо фортепиано. Вот об этом я не подумал! - На съезде - вы обходились без аккомпанемента! Николаев быстро вышел куда-то и вскоре вернулся с молодой женщиной. Фотиева ,- протянула она руку.- Владимир Ильич поручил мне аккомпанировать... Он на заседании, просит извинить за то, что опаздывает. Быть может, мы порепетируем с вами? Я, знаете ли, давно не играла... Пока устанавливали пианино в углу комнаты и поудобнее расставляли стулья, Термен с лаборантом на дальнем краю длинного стола подключал к металлиеской вазе - он сам выбрал ее и перенес с окна - еще один прибор, который решили показать Ленину в действии. Этот прибор предназначался для радиосигнализации - для совсем иных целей, чем терменвокс, но работа его была основана на том же принципе. Между тем Лидия Александровна Фотиева , секретарь Ленина , приготовилась к репетиции. Для начала попробовали испытанный "Лебедь" Сен-Санса, потом этюд Скрябина и "Жаворонок" Глинки. Обменялись любезностями. - Вы прекрасно чувствуете инструмент,- похвалил аккомпаниаторшу Термен. - Какой необыкновенно чистый звук дает ваш прибор!- сказала изобретателю Фотиева. - У кого вы учились?- спросил он. - Когда-то училась в консерватории,- усмехнулась Фотиева. Давно. До революции. - Представьте себе, я тоже! - Вот, оказывается, на что способны мы, музыканты!- пошутила она, и в этот момент дверь распахнулась- стремительно вошел Владимир Ильич. Термен узнал его по портретам. Входите, входите, товарищи, прошу вас!- проговорил Владимир Ильич, обернувшись к двери, и все тем же стремительным шагом направился к Термену. Здравствуйте! Здравствуйте, Владимир Ильич! Следом за Лениным в комнату вошло человек двадцать, не меньше, среди них Термен увидел Калинина . - Ну-с, что за чудеса вы тут для нас приготовили?- когда все уселись, задорно спросил Ленин. Портреты не могли передать этой живости, быть может, самой главной особенности его лица. Термен отошел к дальнему концу стола, где стояла металлическая ваза. - Прежде чем продемонстрировать музыкальный прибор, я хочу показать сделанный мною по тому же принципу прибор для охранной сигнализации . Обратите внимание, он подключен к этой вазе,- изобретатель, как фокусник, протянул к вазе руку, и тут же, хотя он ее не коснулся, зазвенел звонок. Все рассмеялись. - Приближаясь к сторожевому прибору,- невозмутимо продолжал изобретатель,- человек невольно меняет емкость конденсатора, и раздается сигнал. Едва он кончил, как один из присутствующих, подмигнув товарищам, заявил: - А ну-ка, я его сейчас обману! Он обмотал руку шарфом, поверх шарфа напялил ушанку и, выставив все это вперёд, крадучись, двинулся к вазе. Но дотянуться до нее не успел - раздался звонок, и под общий смех ему пришлось возвратиться на место. - Поверьте, товарищ Термен,- сквозь смех проговорил Ленин,- если бы товарищ хоть чуточку разбирался в радиотехнике, он бы не стал этого делать! - Тогда позвольте объяснить принцип действия... И Термен стал рассказывать о катодном реле, реле-стороже и реле-музыканте... Лидия Александровна Фотиева села к пианино, а изобретатель, сухощавый молодой человек с усиками, встал возле своего инструмента, выпрямившись и раскинув руки, как дирижер перед пультом. Инструмент по виду очень напоминал дирижерский пульт. Только с левой стороны ящика-пюпитра располагалось проволочное кольцо, а справа торчала вверх проволочная пика. Из объяснений изобретателя присутствующие уже знали о назначении этих антенн. Кольцом регулировалась громкость, пикой - высота звука. - Композитор Сен-Сане,- объявил изобретатель,- "Лебедь" из "Карнавала животных". И, картинно взмахнув руками, принялся дирижировать невидимым, словно спрятанным в ящике, оркестром, звучание которого напоминало то флейту, то скрипку, то виолончель, то кларнет. Ему щедро хлопали после каждого номера, а когда он закончил "Жаворонком", Ленин подошел к нему и спросил: - Можно мне попробовать? Приноравливаясь, он взял несколько нот наугад. -Я помогу вам,- сказал Термен и, встав позади, взял его руками за оба запястья. У Ленина был хороший слух - это тотчас отметил инженер- музыкант. Уже к середине пьесы Термен едва придерживал его руки, и почти самостоятельно и довольно чисто он "доиграл" до конца, а затем, смеясь, поклонился "публике", теперь весело и бурно хлопавшей ему. - Я всегда говорил, что электричество может творить чудеса,- сказал Ленин.- Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка! Надо это всячески пропагандировать! Я уверен, товарищи, именно мы увидим, какие электрификация совершит чудеса! Ссылки:
|