Источник: Энциклопедия «Кругосвет»
РИХТЕР, СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ , русский пианист. Родился в
Одессе 7 (20) марта 1915 в семье музыкантов. Отец его был
органистом и
преподавал в городском музыкальном училище. Начальное
музыкальное
образование получил у отца, но до многого доходил сам (в частности,
уже в
детстве научился читать оркестровые партитуры). Дебютировал как
солист в
Одессе 19 февраля 1934, исполнив ряд трудных пьес Шопена; некоторое
время
работал концертмейстером Одесского театра оперы и балета. С 1937
начал
учиться в Москве у профессора Московской
консерватории Г.Г.Нейгауза (был
зачислен в консерваторию без экзаменов; диплом получил в 1947).
Будучи еще студентом (1940), Рихтер дебютировал в Москве,
осуществив
премьеру только что написанной Шестой фортепианной сонаты Прокофьева,
и
автор был настолько удовлетворен, что через два года поручил
пианисту
премьеру своей Седьмой сонаты (в дальнейшем Рихтер стал первым
исполнителем Восьмой и Девятой сонат). В 1945 принял участие во
Всесоюзном
конкурсе музыкантов-исполнителей, получил первую премию; в 1949
стал
лауреатом Сталинской премии. С 1945 начал выступать, кроме
сольных
концертов, в ансамбле с певицей Ниной
Львовной Дорлиак
(1908-1998),
которая стала его постоянным музыкальным партнером и спутником
жизни.
Выступления Рихтера пользовались огромным успехом (Нейгауз прямо
называл
своего ученика "гением"; Д.Д.Шостакович говорил о нем как об
"экстраординарном явлении" — помимо прочего, пианист обладал
"фотографической памятью", мгновенно выучивал новые произведения
и
великолепно читал с листа оркестровые партитуры, в том числе только
что
созданные). В 1960 Рихтер выступил с концертами в Хельсинки, Чикаго
и
Нью-Йорке, и вскоре стал необычайно популярным на Западе. Однако
пианист
вовсе не был склонен вести жизнь странствующего виртуоза:
необычайно
серьезный и глубокий музыкант, Рихтер предпочитал постоянную работу
над
совершенствованием своего мастерства и расширением репертуара.
В 1964 Рихтер при поддержке звукозаписывающей фирмы EMI основал
ежегодный
летний фестиваль в Турене около французского города Тура, в
котором
регулярно принимал участие. В 1989 при покровительстве и участии
Рихтера в
московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
начал
проводиться фестиваль "Декабрьские вечера", в рамках которого
осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств: Рихтер в течение
всей
жизни увлеченно занимался акварелью, тонко разбирался в живописи и
собирал
ее. Он предпринял и опыт выступления в качестве дирижера,
однако
впоследствии не продолжил его.
В течение жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира,
но
наиболее интересным своим турне считал огромную концертную поездку
по
России в 1986, когда он, путешествуя на поезде от Москвы до
Владивостока,
давал по дороге концерты, в том числе в маленьких городах. Последний
свой
концерт Рихтер сыграл в Любеке (Германия) в марте 1995. В последние
годы
жизни он дал ряд интервью французскому музыканту и
кинодокументалисту
Бруно Монсенжону, которые легли в основу фильма Richter: L’Insoumis
(в
русском переводе Непокоренный Рихтер), где впервые с большой
откровенностью рассказал о глубоких переживаниях, которые
сопутствовали
его творческому пути в условиях советского режима, о своем
миросозерцании,
об отношениях с разными музыкантами.
Репертуар пианиста был огромным. Центр его составляла классика,
прежде
всего Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс; он много играл Скрябина,
Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. В течение всей жизни
музыкант
тяготел к ансамблевому исполнительству, выступая вместе с
крупнейшими
музыкантами-современниками, русскими и зарубежными (в частности,
с
Д.Ф.Ойстрахом и М.Л.Ростроповичем, а с 1970-х годов — с молодыми
тогда
О.М.Каганом, Н.Т.Гутман, Г.М.Кремером и др.). Пианистический стиль
Рихтера
можно в целом охарактеризовать как мощный, мужественный, в высшей
степени
сосредоточенный, чуждый внешнего блеска; всякий раз его манера
соответствовала стилю исполняемой им музыки. Он сделал много
записей,
причем лучшие из них — записи непосредственно с концертов.
Умер Рихтер в Москве 1 августа 1997.