Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Союз Т-8" Игла отказала, ручная стыковка не получилась

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Корабль "Союз Т-8" стартовал 20 апреля 1983 года с экипажем в составе: Титов , Геннадий Стрекалов и Александр Серебров .

После выведения проводился традиционный тест всех систем, в том числе и радиосистемы сближения "Игла" ! При тесте выяснилось, что основная остронаправленная гиростабилизированная антенна "Иглы" не может занять требуемого при испытаниях положения. Все эксперты сошлись на диагнозе, что произошло механическое заклинивание механизма управления антенной. Чтобы не сорвать стыковку, в ЦУПе была создана бригада, которая, проработав всю ночь, придумала методику автоматического управления сближением по прогнозу, без использования "Иглы", до дальности не более одного километра, с последующим переходом на ручной режим. После завершения этапа автоматического сближения по разработанной схеме дальность составляла три километра. Экипаж был дисциплинированным и ждал в течение 30 минут указаний ЦУПа. Наконец, ЦУП решился и дал разрешение на ручное сближение. Через 15 минут космический корабль подошел к станции на дальность около 200 метров. Именно в этот момент космический корабль и станция влетели в орбитальную тень от Земли. В темноте экипаж умудрился избежать столкновения, "поднырнув" под станцию. После выхода из тени "Союз Т-8" вновь оказался на дальности три километра от станции. Расчеты показали, что оставшихся запасов топлива для новых попыток сближения недостаточно. После доклада Госкомиссии было принято два решения: "Союз Т-8" вернуть на Землю, для выяснения причин отказа "Иглы" создать очередную аварийную комиссию. Снова я оказался в неблагодарной роли председателя. Нашей комиссии удалось воспроизвести механическое заклинивание гиростабилизированной антенны "Иглы", только прибегнув к "постороннему предмету". Предположили попадание свободно летающей в невесомости под кожухом приводных механизмов бесхозной гайки или чего-либо подобного. По этому поводу вспомнили нашумевшее заявление Мнацаканяна на коллегии министерства: "Летать с "Иглой" смерти подобно!"

Но "Курса" еще не было, а летать надо.

Пока нет "Курса", наша комиссия рекомендовала баллистикам и динамикам - "сближенцам" разработать в запас методику сближения на случай полного отказа радиосистемы, чтобы не заниматься импровизацией, когда гром грянет. Рекомендация была принята к исполнению. Уникальная по концентрации интеллектуалов компания в составе Легостаева , Бранца , Дегтяренко , Борисенко , Брагазина , Семячкина получила авторское свидетельство за изобретение метода сближения в случаях отказа радиосистемы измерения параметров относительного движения. Специальные алгоритмы были введены в математическое обеспечение бортовой цифровой вычислительной машины.

В совокупности с действиями экипажа существенно повышалась вероятность сближения со станцией в случае отказа бортового радиолокатора.

- Не к добру вы это придумали, - высказался кто-то на очередном сборе нашей аварийной комиссии в адрес авторов, - теперь мы кроме отказов "Иглы" или "Курса" вынуждены будем разбираться, почему отказала ваша методика. Через полтора года вновь изобретенная технология была использована для спасения орбитальной станции "Салют-7" . История "клинической смерти" и реанимация "Салюта-7" служит классическим примером, казалось бы, небольшой ошибки человека в контуре управления и последующих, поистине героических действий людей, включенных в другой большой контур управления для ликвидации тяжелейших последствии ранее допущенной ошибки.

Ссылки:

  • "Союз Т-6": ручная стыковка
  • ЧЕЛОВЕК В КОНТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОСами (ОРБИТАЛЬНЫМИ СТАНЦИЯМИ)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»