|
|||
|
Долговременные орбитальные станции после аварии ДОС N 3
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди Однако секретность всех событий, связанных с полетом Космоса-557 , была организована так, что ни мировая, ни советская общественность толком ничего и не знали. Поскольку человеческих жертв не было, то ритуальных похорон не требовалось, судить никого не судили, а излишнее любопытство в те времена представители средств массовой информации проявляли только с разрешения "верхов". Возникла реальная опасность, что программа ДОСа будет прикрыта. Однако программа долговременных орбитальных станции была реанимирована и стала основным направлением советской космонавтики. Следующая ДОС (долговременная орбитальная станция - Салют-4 ( ДОС N 4 ), аналогичная ДОСу N 3, уже не использовала ионную систему. ДОС N 4 был выведен на орбиту 26 декабря 1974 года. Для него была придумана и предварительно на стендах отработана система трехосной ориентации с использованием ИКВ плюс два разворота на гироприборах. Долго, но очень надежно. Пока мы зализывали раны после гибели ДОСа N3, в ОКБ-52 (ЦКБМ) на ЗИХе шла форсированная подготовка к запуску орбитальной станции Алмаз . Она была выведена в космос 26 июня 1974 года. "Алмаз" получил название Салют-3 . Челомей вынужден был согласиться с использованием наших кораблей Союз для доставки экипажа на "Алмаз". Первую экспедицию на "Салют-3" - космонавтов Павла Поповича и Юрия Артюхина доставил корабль "Союз-14" (запуск 03.07.74). Сближение, причаливание и стыковка в автоматическом режиме прошли благополучно. А вот на долю следующей экспедиции на "Салют-3" выпали приключения, потребовавшие работы еще одной аварийной комиссии. На участке автоматического сближения космического корабля Союз-15 с орбитальной станцией Алмаз 26 августа 1974 года заслуженная и, казалось, хорошо изученная Игла не просто отказала, а выдала ложные команды. Истинную дальность 350 метров "Игла" распознала как дальность 20 километров. По этой информации "Иглы" автоматика управления сближением развернула станцию и включила двигатель для набора скорости сближения, соответствующей дальности 20 километров. Корабль помчался к станции с относительной скоростью 72 километра в час. Мы даже не успели сообразить, что скорость возможной встречи превышает скорость, разрешенную ГАИ для автомобилей в населенных пунктах. Катастрофа была бы неминуема. Спасло то, что законы автоматического управления сближением с 20 километров предусматривали наличие боковой скорости. Это позволило космическому кораблю пронестись мимо станции на расстоянии 40 метров. При пролете мимо станции "Игла" потеряла радиозахват, прекратила измерять параметры относительного движения. Экипаж не понял, что происходит. Неисправная "Игла" заставила корабль повторять сеансы сближения. Еще два раза космический корабль совершил смертельно опасный пролет мимо станции, пока не вмешалась Земля и не подала команду на выключение режима автоматического сближения. После таких акробатических трюков стыковка так и не состоялась. Топлива оставалось только на спуск. - Всех нештатных ситуаций предусмотреть невозможно, но экипаж обязан был сообразить по имеющейся у него на пульте информации и по визуальному наблюдению, что надо немедленно выключить режим автоматического сближения, - так считали специалисты, отвечавшие за идеологию разработанного нами режима автоматического управления. - Но вы нам не дали в своем перечне нештатных ситуаций подобного отказа и признаков его распознавания, - возражали методисты ЦПК , отвечавшие за подготовку космонавтов. Каждая сторона осталась при своем мнении, благо экипаж: Геннадий Сарафанов и Лев Демин - благополучно вернулся на Землю, а виновник летного происшествия - система "Игла" - после обработки телеметрических измерений был "пойман с поличным". Я был назначен председателем аварийной комиссии. Моим заместителем стал мой традиционный соратник по аварийным ситуациям полковник Евгений Панченко . Наша комиссия быстро разобралась с техническими причинами необычного отказа. Главный конструктор НИИ точных приборов Мнацаканян , разработчики "Иглы" Моргулев и Сусленников уже на первом заседании комиссии объяснили, что им все понятно и необходимые доработки вносятся со следующего комплекта. Мы не ограничились разбором причин отказа техники и предложили повысить надежность человеческого фактора. Выступая с отчетом на коллегии министерства, я сказал, что комиссия предлагает создать при ЦУПе специальную оперативную группу сближения , контролирующую процесс сближения и принимающую незамедлительные решения. Руководитель полета получил возможность принимать решения в реальном масштабе спрессованного времени, опираясь на подсказки и советы группы наиболее компетентных специалистов, в полной мере сознающих свою моральную и служебную ответственность. Многолетний опыт работы группы сближения является примером реального повышения надежности большой системы, в структуру управления которой входит человек. Тем не менее сближения и стыковки в космосе оставались самыми богатыми источниками нештатных ситуаций. См. Стыковка "Союз-23" и "Алмаза" Ссылки:
|