|
|||
|
"Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8": стыковка сорвалась: отказ "Иглы"
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди В октябре того же 1969 года в групповой полет были запущены последовательно три корабля: Союз-6 , Союз-7 и Союз-8 . Два из них должны были сблизиться в автоматическом режиме. Причаливание и стыковку в ручном режиме должен был выполнить уже имеющий космический опыт экипаж в составе Владимира Шаталова и Алексея Елисеева . На этот раз произошел отказ в системе "Игла" , который исключал возможность дальнейшего автоматического сближения. Земля, то есть центр управления в Евпатории, вместе с баллистическими центрами по измерениям параметров орбит подсказывала экипажам данные для коррекции в надежде сблизить их настолько, чтобы опытный экипаж Шаталова мог взять управление на себя и произвести ручное причаливание. Действительно, удалось свести космические корабли до визуального контакта. Однако никаких бортовых средств для измерения относительной дальности и скорости между кораблями не было, а при разворотах на маневрах космонавты теряли визуальный контроль. На последующих разборах этого полета в узком кругу мы не жалели крепких выражений уже в свой собственный адрес. Космонавтов упрекать было не за что. Мы не снабдили их элементарными средствами автономной навигации для взаимного сближения. Неудача со сближением стимулировала поисковые исследования и разработки систем, дублирующих Иглу , на случай ее отказа. Одной из таких систем, основанной на использовании рентгеновского излучения, была АРС , предложенная Евгением Юревичем , возглавлявшим ОКБ Ленинградского политехнического института . Эта система сама не включалась в контур автоматического управления. Она была измерительной, позволявшей на небольших дальностях проводить ручное управление, получая информацию о дальности и скорости сближения. Приведенные выше нештатные ситуации являются примерами, когда космонавты, включенные в контур управления, не могут выполнить задание по вине разработчиков систем из-за отсутствия адекватных реальной обстановке тренажеров и переоценки способностей человека при разработке программы полета.
Ссылки:
|