Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Новые разработки на Р-9

Нашу Р-9 предстояло вначале научить стартовать с открытой наземной площадки, а потом уже прятать в шахту. Для ускорения этого процесса было принято решение соорудить временную стартовую позицию в непосредственной близости к первой площадке старта "семерки". Временной стартовой позиции Р-9 присвоили номер "пятьдесят первая". Она находилась в низинке, всего в трехстах метрах от холма, на котором высились сооружения площадки N 1.

Такая близость давала возможность использовать для подготовки МИК (монтажно-испытательный корпус) второй площадки, заправочное, наземное, электросиловое оборудование, действующие коммуникации связи и прочие удобства первой площадки. А еще было очень удобно, что наиболее квалифицированные специалисты, в том числе и главные конструкторы, занятые подготовкой пилотируемых и межпланетных пусков, никуда не переезжая, могли уделять должное внимание новой ракете.

В марте 1961 года для примерки Р-9 впервые установили на стартовый стол и мы получили возможность любоваться ею. Строгие и совершенные формы еще загадочной "девятки" резко отличались от "семерки", познавшей все тяготы полигонной жизни, опутанной многоэтажными стальными фермами обслуживания, заправочными и кабельными мачтами. Р-9 действительно сильно выигрывала по сравнению со своей старшей сестрой по стартовой массе. При дальности, равной или даже большей, чем у Р-7А, в ее головной части умещался заряд мощностью 1,65 мегатонн. Напомню, что "семерка" несла 3,5 мегатонны. Но такая ли уж большая разница - городу превратиться в пепел от попадания 80 или 175 бомб Хиросимы ? Красота и строгость форм "девятки" дались не даром. Борьба с лишними килограммами сухой массы велась непримиримо. Мы боролись за километры дальности жесткой весовой политикой и совершенствованием параметров всех систем. Глушко, несмотря на страх перед самовозбуждением колебаний "высокой частоты" , увеличил давление в камерах по сравнению с "семеркой" и спроектировал двигатель РД-111 для "девятки" очень компактным, по размерам почти таким же, как РД-107 "семерки".

ТНА очень компактно располагался над камерами и был связан с ними гибкими сильфонными шлангами. В отличие от двигателей "семерки" для привода ТНА не требовалась перекись водорода. Газ для привода турбины вырабатывался в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива. Первичная раскрутка ТНА производилась пороховьм стартером. Для регулирования двигателя по тяге и соотношению компонентов мы разработали специальные электроприводы. Чтобы использовать все топливо, не оставляя сотни килограммов в виде "гарантийных запасов", мы разработали ДРОБ (дискретную систему регулирования опорожнения баков) (по современной терминологии - цифровую).

Константин Маркс , Павел Кулиш и Владимир Вороскалевский имели все основания гордиться емкостными датчиками в баках и транзисторной логикой. Система оказалась надежнее и проще, чем аналогичная у "семерки". Революционное предложение по центральному приводу для качания камер двигателя кроме всех прочих преимуществ дало возможность снизить емкость и существенно уменьшить массу бортовых батарей.

Еще одним революционным предложением был ЖБК - желоб бортовых коммуникаций . В этом желобе, протянувшемся по образующей от второй ступени до стартового стола, были проложены гидравлические и электрические коммуникации, необходимые для связи ракеты с "землей" до самых последних секунд.

Обычно для связи с "землей" многочисленные трубки и кабели тянутся к наземному оборудованию по конструкции ракеты и летят затем вместе с ракетой ненужным в полете грузом. "Все, что не требуется в полете, не должно улетать" - под таким лозунгом мы "переселили" с "борта" в ЖБК сотни килограммов всяческих коммуникаций. Сам ЖБК внушительных размеров отстреливался от ракеты и с грохотом стукался о бетон стартовой площадки за секунды до взлета.

Ажурная ферма соединяла вторую ступень с первой. После разделения ступеней сбрасывалась конструкция хвостовой части второй ступени. В полете вторая ступень таким образом сразу облегчалась на 800 кг. Двигателю Косберга тягой 30 тонн второй ступени "девятки" предстояло надолго войти в историю космонавтики. После доработки вторая ступень с этим двигателем заняла место третьей ступени ракеты "Союз" , получив наименование блок "И". Косберг создал надежный кислородно- керосиновый двигатель. Отработанный в турбонасосном агрегате двигателя генераторный газ использовался в качестве рабочего тела в рулевых управляющих соплах.

Ссылки:

  • Р-9: СОЗДАНИЕ РАКЕТЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»