|
|||
|
Бухарин - душевная организация
На необоснованные выпады Бухарин мог ответить резко и зло. Он умел вцепиться в противника мертвой хваткой, с неистовой энергией своего политического темперамента. В то же время его душевная организация была удивительно тонкой, я бы сказала, болезненно истонченной. Даже в будни той бурной эпохи, которая призвала его на первые роли, его натуре - чрезвычайно деятельной и восприимчивой - невероятно тяжко давались эмоциональные перегрузки, ибо "допуск" был крайне мал, и душевные струны обрывались. Эта черта его характера отзывалась нежелательными для политического деятеля последствиями: несмотря на смелость в открытых дискуссионных боях, он не всегда умел побеждать, даже в тех случаях, когда был прав. Так, Н.И. сдался на февральско-мартовском Пленуме 1937 года, прося по совету Сталина извинения за голодовку, объявленную в связи с неслыханными обвинениями в измене Родине. (Хотя этому поступку есть и иное объяснение, о чем я расскажу в дальнейшем.) Он мог капитулировать и по более частным поводам. Он извинился перед поэтами, задетыми его критикой на Первом съезде писателей (летом 1934 г.), хотя замечания о повышении поэтического мастерства были сделаны с самыми добрыми намерениями и справедливо. Эта же черта характера - эмоциональная утонченность и непосредственная восприимчивость - приводила его нередко в состояние истерии. Он легко плакал. Не могу сказать, что по любому поводу, поводы были всегда серьезные. Когда Бухарин узнал, что Октябрьское восстание в Москве прошло не столь бескровно, как в Петрограде, и что погибло несколько сот человек, он разрыдался. В день смерти Ленина на глазах многих его соратников я видела слезы, но никто так не рыдал, как Бухарин. Во время коллективизации, проезжая Украину, на маленьких полустанках Н.И. видел толпы детей с распухшими от голода животами. Они просили милостыню. Н.И. отдал им все свои деньги. Это было летом 1930 года. По приезде в Москву Н.И. зашел к моему отцу и рассказывая об этом, с возгласом: "Если более чем через десять лет после революции можно наблюдать такое, так зачем же было ее совершать!" рухнул на диван и истерически зарыдал. Мать отпаивала его валериановыми каплями. Сильные переживания приводили Н.И. и к физическому недомоганию. Он болел после июльского Пленума 1928 года, болел после 25 ноября 1929 года, расписавшись в своей капитуляции, наконец, тяжело заболел в преддверии XVI съезда. Этот крепкий, удивительно сильный человек, спортсмен с мускулатурой борца при сильном нервном напряжении увядал. Организм как бы терял сопротивляемость. Не хотелось бы, чтобы на основании рассказанного мною сложилось впечатление, что Николай Иванович был "плаксивой бабой". Это далеко не так. Эмоциональная перенапряженность - лишь одна черта, одна сторона его сложного, многогранного характера. Бухарин был революционером большой страсти и необузданного темперамента. Его революционный потенциал был огромен и требовал динамики, действия. Н.И. был одержим идеей революционного преобразования общества, его гуманизации. Подлинный гуманный социализм казался ему неосуществимым без изменения человеческой натуры, без повышения культуры низов - тех, кого до революции считали "черной костью", - рабочего класса и крестьянства. Это желание его может показаться несколько банальным, оно было присуще многим большевикам. Но у Бухарина эта идея превратилась в страстную, немеркнущую и все более и более захватывающую мечту, стала единственной целью общественно- политической жизни, так ярко воплощенной в его пламенных речах. "Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног" - эти строки известной и любимой Н.И. революционной песни были девизом его жизни до последнего времени. Я не имею в виду катастрофы 1936 - 1938 годов, когда его стремления были парализованы. И.Г. Эренбург справедливо писал: "Бывают мрачнейшие люди с оптимистическими идеями, бывают и веселые пессимисты. Бухарчик был удивительно цельной натурой, - он хотел переделать жизнь, потому что ее любил". Новый мир, как его представлял Бухарин, должен был быть осуществлен во что бы то ни стало, что вовсе, по его мнению, не означало "чего бы это ни стоило, любой ценой". Бухарина всегда мучили нравственные коллизии, он видел и трагическую сторону самых человечных идей. И если в первые послереволюционные годы, в годы гражданской войны бывало, что при столкновении двух миров Н.И. не находил возможности бороться за свои идеалы исключительно "духовным оружием" и даже оправдывал "слово товарища Маузера", то в дальнейшем он был убежден, что цели возможно постигнуть с наименьшими издержками. К этому были направлены все его помыслы, теоретические искания и политическая деятельность. Ссылки:
|