|
|||
|
Олег Гамазков: ТРИО БИОФАКА
И снова - всё начиналось с Ляли Розановой . Летом 1955-го она углядела на Звенигородской практике второго курса поющих девчонок, которых "заводила" Валя Хромова . В это время уже зрела гениальная идея агитпохода на целину. Впервые! На Алтай! В струе молодёжного энтузиазма первопроходцев! Вечерами Ляля ходила с Валей по Звенигородскому лесу и постепенно подводила её, скромную и застенчивую, к роли хормейстера агитбригады. "Я должна дирижировать "зубрами и монстрами культурных дел?" - Дубровским , Янушкевичем , Познером , Фроловой "! - в ужасе вспоминала Валя. Но Ляля! Ляля! Таки уговорила, и в её, Валину, жизнь навечно вошёл песенный Биофак и созданное ею в том первом летнем агитпоходе ставшее знаменитым "Трио Биофака" . Фото Е.Сычевская, В.Хромова, О.Аникеева "Трио Биофака" , Братск, 1956 г. Валя Хромова , Оля Аникеева , Женя Сычевская - три симпатичные девчонки, излучавшие оптимизм и непосредственность, которых "на ура" принимала любая аудитория - в ББА (Большой биологической аудитории) факультета, в ДК МГУ, в телестудии, в "Курчатнике", в Братском походе... Что же, собственно, было в том трио? Репертуар невелик: десяток-полтора сплошь самодеятельных песен ( Дм. Сухарев , Г. Шангин-Березовский , В. Волков , В. Борисов , А. Якушева ). Исполнение, хоть и трёхголосое, но довольно одностильное, манера на сцене сдержанная - никаких там "ручек- ножек", юбочки ниже колена, ковбоечки... Но вот привёл же их знаменитый композитор Аркадий Островский в Дом звукозаписи на улице Качалова , да и сказал Мише Андрееву : "А давай я им сам поаккомпанирую, - и добавил: - "Я же был аранжировщиком у Утёсова!" И вот выплеснул им на вечере Сухарева в 1974 году в ДК свой восторг Юрий Визбор : "Вот настоящее пение!" И молодой режиссёр Марк Розовский приглашал их украсить музыкальным фоном спектакль "Мы строим наш дом" в театре-студии МГУ на Моховой... До сих пор каждый раз радостно обнимается с ними, уже не совсем юными девушками, Виктор Семёнович Берковский . Говоря о биофаковском трио, я повторю формулу, которую слышал недавно и которой Валентина Пономарёва , нынешняя прима романса, определила успех одной начинающей певицы: "У неё есть стиль. У неё есть вкус. У неё есть своя интонация". Вот так и самодеятельное "Трио Биофака" имело свою интонацию, и во всём чувствовался хороший музыкальный и артистический стиль. Их трёхголосие было хорошо выстроено в сливающуюся, а не диссонансную гармонию, манера исполнения была полна лиризма и непосредственности. "Трио Биофака? пело в основном "свои песни", своих университетских композиторов - хорошего музыкального качества. Несомненно, это был первый ансамбль, который исполнял авторские песни. На каждом вечере исполнялось что-то совсем новое. "Трио Биофака" мгновенно несло тому же Биофаку только что сочинённые песни. И в этом ещё одна причина их популярности. Помню, как в апреле 1956 года, за два дня до университетского смотра самодеятельности, мероприятия архизначимого и, как сказали бы теперь, ?престижного?, Митя Сахаров сказал: "Позови Валю, у меня туг что-то есть..." То была "Песенка про дятла" , с блеском и - вопреки правилам смотра - дважды подряд исполненная по требованию зала. Помню ещё, как в ночь перед возвращением бригады из очередного похода, мы с Шангиным сидели у него дома в Лаврушинском переулке, и он волевым упорством "рожал" новую песню; и как тут же, утром, пытался разучить её с агитбригадой на перроне. Неделю спустя трио пело эту песню на концерте перед факультетом. Биофаковцы всегда встречались после экспедиций, практик, каникул, целины, агитпоходов. Снова возникала атмосфера братства и потребности друг в друге, и потому они - и замечательный Шангин, и великолепное нежное "Трио Биофака" - совершенно точно и своевременно отражали это настроение времени и счастливой поры нашего студенчества. Они были первыми исполнителями песен "Листопад" , "Молодость" , "Желна" , "Каргополочка" . Ещё одна история связана и с Лялей Розановой , и с Мишей Андреевым, и с трио. Мы с Валей уже работали в Борке , и Ляля писала нам потрясающие письма, где ностальгия по уходящему времени непостижимо сочеталась с юмором её эпистолярности. Вот один из "пассажей": "... Во время лодочной эпопеи (речь о путешествии на байдарках - О.Г.) Андреев вдруг говорит: - Лялька, давай напишем песню. - Давай, - говорю, - а мелодия? А он отвечает: - Будут слова - будет и музыка. Но тут к Андрееву приехала тёща, потом подоспела дача. Слова гибнут, и шлю их вам для развлечения..." И приписка: "Целую вас в профиль и в фас. (Гомазяшкин написал бы, конечно, "в глаз". Учись, пока жива!) Ваша Ляля. 18 мая 59 г." Поверить опасно, Расстаться не хочется... Ах, речка Лопасня, Чем всё это кончится?.. ...Кончилось, да ещё и продолжается, поскольку мы обрели профессии, нарожали детей, а те своих. Дети и дети детей вместе с нами живут в новой цивилизации, где господствуют другие ритмы, другие вкусы, иные моральные принципы и нравственные ценности... Но, может, это только гак кажется? Потому что выходит на сцену ДК МГУ 2002 года Женя Сычевская и снова поёт "Про речку Лопасню", и новый Биофак, "племя младое, незнакомое", очнувшись от "попсы" и рекламного навала, постепенно проникается, что суть жизни - в постоянном продолжении. В преемственности лучшего, что содержало в себе предыдущее время и его люди. Я попросил разрешения у Никиты Шангина , сына Гена Шангина-Березовского, вставить в этот очерк одно из последних стихотворений отца. Оно не было положено им на музыку, но - вслушайтесь - какая знакомая интонация: Вот отцвели последние цветы, И семена легли в сухую землю. И за чертою лета - я и ты, И время вянуть мне, тебе и стеблю. Всё правильно - и осень не весна, Но мы с тобой другою правдой правы: Молчат стихи. Молчат как семена. А утром в поле зацветают травы... Ссылки:
|