|
|||
|
Повесть Р.Л. Бартини "Цепь"
В повести "Цепь" он вернулся к своему детскому замыслу: начал рассказывать историю рода Бартини . К сожалению, он не говорил, к чему в конечном счете собирался привести эту повесть. Относился он к ней и серьезно, ревниво, и в то же время юмористически. Но из разговоров о повести я понял, что главный ее герой - это, по замыслу, не совсем Бартини, а, скорее, синтез характеров и судеб такого типа. Отдельные ее главы предполагалось посвятить С.П. Королеву, А.Н. Туполеву, В.П. Глушко, О.К. Антонову, Л.В. Курчевскому и другим конструкторам и ученым, с которыми так или иначе был связан Бартини или жизнь которых его занимала, а затем объединить эти главы раздумьями об инженерной работе, о роли "летучей" техники в нашей цивилизации. Большой пролог к повести он сделал научно - фантастическим, с традиционными для этого вида литературы фигурами и атрибутами. Не верится, что Бартини здесь, как и вообще в чем-либо, просто шел по проторенной дорожке, без дальнего прицела. Начинается действие в будущем. В Гималаях построен гигантский радиотелескоп, у его экрана собрался Космический совет: в ранее недоступных наблюдателям далях Вселенной обнаружена планета - точная, до мельчайших деталей, копия Земли. Теоретически это возможно, теория допускает многое. Допускает, например, что при беспорядочном перемешивании набора из тридцати двух букв алфавита они могут вдруг сами, но с исчезающе малой вероятностью выстроиться в "Медного всадника", - и так же реально, хотя и с ничтожной вероятностью, существование двойника Земли в бесконечной Вселенной. Возможности телескопа почти беспредельны. Он перехватывает в пути, в любом месте на дистанции в миллиарды световых лет, несущиеся к нам изображения этой планеты и мгновенно доставляет их на экран - подробнейшие, до песчинок и травинок на берегах ее рек, до капель дождя на окнах домов тамошних жителей. Председатель совета, традиционно седой, моложавый, лишь слегка подкручивает штурвальчики настройки, и на экране проходит история двойника Земли: от возникновения жизни - до выхода человека в космос. Ну и так далее. И объяснения Бартини (тоже непрямые, это я их здесь хочу несколько "выпрямить") сводились к тому, что наш особый интерес к самолетам, ракетам и тому подобным устройствам - это, по существу, интерес к красоте, но высшего порядка. К технике, которая когда - нибудь выведет человечество за пределы земной колыбели и, возможно, изменит наши представления о пространстве и времени. В повести рассказана история юноши и девушки, живших давным - давно там, где теперь стоит Риека, и их сына, наделенного необыкновенными способностями. Длинную цепь потомков этого человека автор снова проводит по разным временам, царствам, через войны, открытия, подвиги, ставит перед ними мировые проблемы, когда - то заинтересовавшие маленького Роберто, не забытые и взрослым Бартини.
Неоконченная автобиографическая повесть Бартини . Ссылки:
|