|
|||
|
Перегудов В.Н.-конструктор "объекта 627"
Разработка реакторов для ПЛ в СССР велась параллельно по двум направлениям: первое - водо-водяной (лодка К-3), второе - жидкометаллический, (лодка ПЛ К-27 ). Первую лодку с водо-водяным реактором - К-3, АПЛ проекта 627 - проектировал инженер-капитан 1 ранга В.Н. Перегудов . Он же начинал и К-27 . К моменту назначения главным конструктором первой АПЛ Владимир Николаевич уже достаточно отчетливо представлял достоинства будущего корабля. Он понимал, что ему поручено реализовать "голубую мечту" подводников и конструкторов всех стран - создать ПЛ с единым двигателем. Перегудов ко времени назначения главным конструктором был уже серьезно болен. Но, как ученый и офицер, он не мог отказаться от предложения возглавить принципиально новый проект. Владимир Николаевич, естественно, работал не один. Вместе с ним создавали "объект 627" главный конструктор реактора (впоследствии академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР) Н.А. Доллежаль , видный специалист по корабельной энергетике Г.А. Гасанов , впоследствии лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор, руководивший до самой кончины крупным конструкторским коллективом. Научное руководство осуществлял Анатолий Петрович Александров , в то время директор Института физических проблем АН СССР. О тех днях мне многое рассказывал заместитель Перегудова в 50-е годы, а затем его преемник - Александр Владимирович Угрюмов . Он в июле 1964 г., будучи главным конструктором серийных АПЛ проекта 627А, выходил в море на АПЛ К-50 , первым командиром которой был я. В работе Владимиру Николаевичу помогали целые коллективы, десятки блестящих специалистов, талантливых конструкторов, организаторов производства. Обсуждали конструкцию буквально каждой детали будущего атомохода. Дискуссию вызвало обсуждение формы носовой оконечности корабля. У дизельных лодок обводы корпуса обеспечивали наилучшую мореходность в надводном положении. Для атомной лодки требовался другой подход, но на это надо было решиться. Носовая оконечность К-3 с ее китообразной формой явилась оптимальной именно для подводного плавания. И предложил такой нос, каким мы видим его сегодня на снимках, именно Владимир Николаевич. В какой-то степени он сознательно поступился надводной мореходностью. С другой стороны, такой нос заставил решать иные задачи, например размещения торпедных аппаратов в таком округлом носу. В главном Перегудов оказался прав - ПЛ прежде всего предназначена для плавания под водой с большой скоростью. А дальше было дело за специалистами. И они со своей задачей блестяще справились. Ссылки:
|