|
|||
|
Атомные подводные лодки США и СССР
В вековой истории нашего подводного флота есть факты, которые выделяются своей исключительностью. Прежде всего это относится к созданию атомных ПЛ. Первой такой лодкой в СССР была К-3, широкой общественности она известна как "Ленинский комсомол". Непростой путь прошел этот корабль. Но самое важное заключается в том, что с К-3 началась новая эпоха отечественного флота. Надо честно признать, что атомную эпоху в кораблестроении начали не мы, а американцы. Это подтверждает целый ряд исторических фактов. Известный американский журналист Норман Полмар , с которым мне довелось встречаться, в своей книге "Атомные подводные лодки" писал, что еще в 1938-1939 гг. информация о возможности управляемой цепной ядерной реакции деления ядер урана для практического использования "явилась исходной идеей" для исследований сотрудника электромеханического отдела военно-морской исследовательской лаборатории США Росса Гана . Именно он вышел с идеей создать ядерную энергетическую установку (ЯЭУ) для подводных лодок. Об этом Росс Ган сделал в 1939 г. письменный доклад руководству США. Это произошло за два месяца до письма Альберта Эйнштейна президенту Франклину Рузвельту о возможности создания нового сверхмощного оружия - атомной бомбы с целью уничтожения фашизма. Росс Ган утверждал, что атомные энергетические установки во много раз увеличат дальность подводного плавания и боевую эффективность подводных лодок. В США возвращаются к идее создания ЯЭУ для ПЛ только после окончания Второй мировой войны. В 1946 г. военные моряки США активно участвуют в строительстве ядерного реактора в Ок-Ридже . Одновременно сотрудник исследовательской лаборатории ВМС США занимается проработкой размещения ЯЭУ в корпусе трофейной немецкой подводной лодки ХХVI серии, которая имела парогазотурбинную установку (изобретение немецкого инженера Вальтера, предложившего использовать в этой установке высококонцентрированную перекись водорода). Характерно, что наряду с американцами с этой установкой работали и в СССР. В июле 1945 г. по решению наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова в Берлине было образовано флотское КБ для изучения опытов немецких специалистов. Технический задел по германским субмаринам ХХVI серии с помощью вновь созданного КБ реализовали при проектировании и строительстве средней ПЛ проекта 617 . Но построена была всего одна такая лодка - С-99 (командир - капитан 2 ранга Н.Г. Симонов). Ее заложили 5 февраля 1951 г. на ленинградском заводе "Судомех" , а акт приемки С-99 был подписан 20 марта 1956 г. Но к этому времени США уже решили проблему лодочной ЯЭУ. Вот некоторые факты. В августе 1950 г. президент Гарри Трумэн подписал решение о строительстве первой в мире АПЛ "Наутилус" . Ее заложили 14 июня 1952 г. на верфи "Электрик боут" (г. Гротон). 24 января 1954 г. корабль спустили на воду. 17 января 1955 г. "Наутилус" впервые в истории судостроения и мореплавания начал движение от работающей на винт ЯЭУ . 30 сентября 1955 г. субмарину включили в состав ВМС США. На создание первого в мире подводного атомохода (от проектирования до вступления в строй) ушло около 9 лет. Так было в США, торопившихся с применением ЯЭУ в военных целях. Скупые сведения из открытой печати по "Наутилусу" советскими учеными тщательно изучались. Но ничего общего не было ни с копированием, ни с заимствованием. Более того, сама идея транспортного реактора возникла у И.В. Курчатова еще в 1950 г., то есть это была истинно отечественная идея и самостоятельный замысел. Так что, когда 12 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совмина со скромным наименованием "О проектировании и строительстве объекта 627", научный задел для создания будущей АПЛ К-3 у нас в стране уже был. Собственно, все вышеперечисленное и стало причиной того, что ВМФ решил не создавать серию ПЛ проекта 617 , а остановиться только на С-99: стало совершенно ясно, что будущее за атомными лодками. Но для начала требовалось определиться с реактором.
Ссылки:
|