|
|||
|
Александров А.П.: знакомство и женитьба на М.А. Балашовой 1933
(По воспоминаниям Е.Д.Регель ) Летом 1933 года в отпуск АП поехал в Киев встретиться с друзьями и побывать на Днепре. Там он встретился с Надеждой Петровной Балашевой художником и скульптором, которая много занималась с детьми, вела художественный кружок. А знакомы они были через свои кружки еще раньше. Об этом времени вспоминает Елена Дмитриевна Регель , подруга Марианны Александровны Балашовой , будущей жены АП. С Марьяной Александровной Балашовой (второй женой А.П.Александрова) и самим Анатолием Петровичем я была знакома с детства, с 9-ти лет. Было это в Киеве в 1924 г . Мать Марьяны Александровны, Надежда Петровна Балашова (урожденная Беклeмишева) была моей первой и единственной учительницей рисования, лепки, выжигания по дереву и другим прикладным искусствам. Муж ее Алексанр Балашов был врачом терапевтом и работал в туберкулезном санатории Гульрипш на Кавказе. Там моя мама, Аделаида Максимилиановна Белинг , тогда еще незамужняя, три года (1911 - 1913) лечилась от туберкулеза и была хорошо знакома с семьей Балашовых. В то время у Н.П. родились двойняшки - две девочки Марьяна и Татьяна . Когда началась эпидемия тифа, муж Н.П. был призван на борьбу с тифом, заразился и умер. Дочка Татьяна тоже умерла. Н.П. осталась на Кавказе без средств к существованию. Она решила переехать в Киев, вероятно потому, что там жили ее родной брат Анатолий Петрович Беклемишев , сестра Ольга Петровна и семья моей мамы. Зная о тяжелом материальном положении Н.П. многие наши друзья и знакомые помогали ей, с удовольствием приобретая ее художественные работы. Наша семья и семья Янушевских очень дружили с семьей Балашовых. Каждое лето мы и многие наши друзья и знакомые проводили вместе в разных местах под Киевом. Тратить время на домашнее хозяйство Н.П., по-видимому, было жаль, и поэтому все домашние дела лежали на 13-ти летней Марьяне . Летом 1924 года Н.П. с Марой поселились с нами в Староселье на Днепре. Тогда там размещалась биостанция Академии Наук Украины , в которой работал мой отец, Дмитрий Евстафьевич Белинг . К сожалению, лето 1924 года для Н.П. и Мары закончилось неудачно. Мара заболела скарлатиной и болезнь протекала с осложнениями. Порок сердца, приобретенный тогда, давал о себе знать всю жизнь. В Киеве Н.П. с Марой жили в небольшой 2-х комнатной квартире в одноэтажном мезонине во дворе большого дома по Фундуклеевской улице. Одна комната служила кухней и там же за занавеской стояла Марина кровать. Другая комната была "царством" Н.П. - это была и гостиная, и спальня, и студия, и учебная комната (для кружковцев). Там же устраивались наши отчетные выставки и застолья. Здесь мне хочется еще раз остановиться на наших занятиях в кружке. Зимой они проходили в "царстве" Н.П. Там мы рисовали натюрморты, делали иллюстрации к различным сказкам, рассказам (кому что нравилось), рисовали автопортреты, портреты, просматривал и домашние задания и каждый должен был высказать свое мнение: Потом Н.П. подводила итог - хвалила или критиковала: Она приучила нас всегда иметь при себе альбомчик и карандаш, и где бы мы ни были делать наброски с людей, пейзажей, зданий и т.д. Летом же занятия продолжались на открытом воздухе, и мы, конечно же, участвовали в подготовке спектаклей. Теперь расскажу об Анатолии Петровиче Александрове (Толе, тогда все его так называли). С ним я тоже давно знакома. Зимой 1924 г. я пришла навестить Мару и застала там Анатолия Петровича Александрова. Толя носил лохматую шевелюру и, видимо, совсем не обращал внимание на свою внешность. Он сразу привлек к себе мое внимание своей непосредственностью, общительностью и юмором. О чем они говорили, я совершенно не помню, но заразительный смех нас всех объединил. Когда я рассказала маме, что видела Толю Александрова, она сказала - " а, это известные братья Борис и Толя, об их проделках знает весь Киев". В конце двадцатых годов Толя переехал в Ленинград. Следующая памятная встреча с Толей произошла уже в 1933 году, когда я готовилась к вступительным экзаменам в Университет. Произошло это в деревне Злодиевке на Днепре. Там, как обычно, на лето собралась наша дружная компания и, конечно, с нами были Н.П. с Марой. К ним в Злодиевку приехал из Ленинграда Толя. Это было в конце июля. А 1 августа мы праздновали Марин день рождения и дни рождения всех, родившихся летом. В их числе была и моя мама. Мы хорошо повеселились, поели и, конечно, выпили. Нам с Толей нужно было возвращаться в Киев - ему для отъезда в Ленинград, а мне на экзамен. Тогда и произошел запомнившийся мне курьезный случай. Пароход от пристани, находившейся в нескольких километрах от Злодиевки, отходил рано утром, и нам пришлось выйти заранее, в полной темноте. Перед нашим выходом прошел сильный дождь, и глинистые тропинки, ведущие с круч на берег, были очень скользкие. У меня за плечами - рюкзак, набитый початками кукурузы. В нем же находился и флакон с духами - мой подарок маме к рождению. Она попросила увезти его в Киев, т.к. в деревне духи ей были не нужны. На скользкой дорожке, спускаясь к Днепру, я упала и скатилась с рюкзаком с кручи: При этом я не только вымазалась в глине, но и разлила духи. От рюкзака пахло парфюмерной лавкой! Придя на пристань, мы успели прополоскать рюкзак с кукурузой в днепровской воде и постирать мое платье. Толя выручил меня. Он дал мне свою запасную чистую рубаху. Нашли какую-то веревку и я ей подпоясалась. Хмель с нас слетел. Я бодро с пахучим рюкзаком (днепровская вода не помогла) зашагала на верхнюю палубу - там удобней сушить платье и проветривать кукурузу. На недоуменные вопросы окружающих - "Чем это пахнет", Толя говорил, что так приятно пахнет новый ананасный сорт кукурузы, который создал и вырастил Мичурин! А папа, которому я везла эту кукурузу, ее все-таки ел, но говорил, что пахнет она туалетным мылом. По дороге домой Толя спросил меня - жениться ему на Маре, ведь он на 9 лет старше ее. На это я ответила, что между моим отцом и мамой как раз такая разница в летах и живут они прекрасно! Вскоре Толя и Мара поженились, и Мара переехала в Ленинград. Следующая, запомнившаяся мне встреча с Толей, относится уже к предвоенному 1940 году, когда он с сотрудниками своей лаборатории приехал на пару недель в командировку в Киев и остановился у нас. Позже я узнала, что Толя руководил тогда работами по размагничиванию. Однажды мы с Толей должны были идти на пристань встречать моего отца из экспедиции. У папы был большой багаж, и требовалась помощь. Толя прихватил бутылку шампанского, и мы отправились. На одной из улиц он заметил женщину, которая, спрятавшись за водосточной трубой, нагнулась поправить сползавший чулок. Толя, приметив это, быстро подошел сзади, хлопнул ее по мягкому месту и быстро прошел вперед. А я угодила под бешеный взгляд оскорбленной женщины, которая начала кричать и обвинять меня в хулиганстве. Толя же веселился, видя эффект от своей выходки. Я на него ужасно обиделась, но потом папа и шампанское меня успокоили. Незабываемой для меня осталась еще одна "проделка", как мама называла экстравагантные выходки Толи. Как-то поздно вечером мы, т.е. наше семейство и Толя спешили в кино на последний сеанс. Вдруг, когда мы были почти рядом с кинотеатром, прозвучали сигналы учебной воздушной тревоги. Погас свет (это был 1940 год), и бдительные дежурные и дворники стали загонять прохожих, спешивших в кинотеатр, в ближайшую подворотню и закрыли ворота. До начала сеанса оставалось совсем немного времени. Тогда Толя шепнул мне, чтобы я кричала - "во дворе злая собака". А сам стал на четвереньки, залаял и начал хватать за ноги женщин. Они тоже завопили, что их кусает собака, и дежурным пришлось открыть ворота: Так мы все попали вовремя к началу сеанса, благодаря находчивости Толи. АП женился на Марианне Александровне, которая была на 8 лет его моложе. Но она успела перенести два голода на Украине , умела вести хозяйство и ко всему этому была очень творческим человеком. С тех пор в доме стали происходить чудесные превращения. Выброшенные емкости для хранения кислоты стали превращаться в красиво расписанные вазы, комнаты украшались бордюрами, появлялись картины, которые писала Марианна Александровна. Зимой, в детские каникулы, обычно ставился большой спектакль. Основную идею давал обычно АП. Текст писал близкий друг Г.И. Арсеньев . А Марианна Александровна была художником и режиссером. Делались полноценные декорации, специальное освещение. Участниками были АП и множество детей его и друзей. Менее масштабные спектакли ставились и летом на даче. Ссылки:
|