|
|||
|
Размагничивание модели корабля в лаборатории
Нам было сказано, что кроме таких мин можно ожидать что будут и магнитные торпеды, и магнитные мины могут быть не одного только типа, такого как применяли англичане, но может быть и индукционный принцип их действия, но во всяком случае задача нам была понятна. Абрам Федорович стал спрашивать, можем ли мы взяться за это дело. И сказал, что они были раньше у Исака Константиновича Кикоина , а он специалист, тогда как раз работал в области магнитных явлений, но Кикоин отказался взять эту работу. По-видимому так как он считал, что это дело безнадежное. Мы сказали Абраму Федоровичу, что нам нужно некоторое время познакомиться с этим делом поподробнее и тогда мы дадим ответ, скажем через неделю или две. Как только они ушли из нашей лаборатории, у нас началось горячее обсуждение этой штуки и мы решили посмотреть, а что же такое, какое же может быть магнитное поле у корабля. Костя Щербо получил задание, пошел на склад, достал там лист железа миллиметров там 4 или 5 и моментально из него сварганил пятиугольный страшный корабль, ничем не наполненный, и эта железная коробка нам послужила первой моделью. Конечно сейчас выглядит это дело довольно смешно, потому что если бы у нас было квалификации побольше, то мы могли бы узнать что магнитные поля кораблей довольно детально изучены для задачи устранения девиации компасов . Но мы этого ни черта не знали и бойко начали орудовать с собственным пароходом. Мы его поставили на тележку, на которой возили аккумуляторы на зарядку, потом стали делать магнитометр. Магнитометр мы сделали очень просто - мы взяли бритву безопасную, ее хорошо намагнитили, посадили на ось, ось сделали очень хорошую, чувствительную. Все это было сделано очень прилично, хотя и в течение часа. Налепили на эту ось зеркальце, поставили осветитель от гальванометра - зайчик забегал у нас по стене. И когда мы провозили наш корабль под этим магнетометром у нас прекрасно вырисовывалось этим нашим зайчиком все магнитное поле корабля. Мы это могли делать в любой плоскости, на разных расстояниях от корабля нашего. Все эти магнитные поля мы померили, позаписывали, поначертили кривые (см. фото). Потом повернули корабль в другом направлении, потому что конечно ожидали что если он по отношению к земному полю по иному ориентирован, то будет и другое поле. И это действительно так и получилось, и хотя сохранилась значительная доля прежнего намагничивания, не зависящего от курса корабля, но добавлялось еще дополнительное намагничивание, связанное с курсом корабля. Мы таким образом быстро раскусили, так сказать открыли велосипед, что есть намагничивание постоянное и есть намагничивание зависящее от курса, крена и так далее. Это все в теории девиации давным давно было уже сделано, но мы ее не знали. Мы довольно быстро это все проделали и слава богу, что не наткнулись тогда на теорию девиации и не начали заниматься этим делом вот с того конца. Мы попробовали также посмотреть отчего же зависит эта постоянная составляющая намагничивания нашего корабля, Костиного парохода. Костя, как человек решительный, немедленно свалил этот корабль, поставил его носом на юг - а мы видели что он намагничен так, как будто намагничиваясь он стоял носом на север. Он поставил его так и стал по нему лупить кувалдой. И действительно, магнитное поле его изменилось и довольно существенно и отсюда мы пришли к выводу, что намагничение корабля зависит от того, как он стоит на стапеле во время постройки и, вероятно, он ориентирован во время достройки уже на плаву. Потому что сильные механические удары связанные с клепкой должны были отражаться на магнитном поле корабля. Через пару дней мы попытались сделать обмотки на этот корабль, чтобы как-то попытаться компенсировать его магнитное поле. Мы хорошо уже могли разложить его на все составляющие, и идеология была такая же как и в теории девиации - что существует продольная, поперечная и вертикальная составляющие намагничения в корабле, вот эти составляющие намагничения они у нас четко вырисовывались и пожалуй хорошо что мы до этого доперли сами. Потом мы сконструировали обмотки для компенсации каждой из этих составляющих, надели эти обмоточки на наш корабль и увидели что мы прекрасно можем управлять магнитным полем нашего корабля, что приблизительно на расстоянии равном ширине корабля мы можем компенсировать его магнитное поле до очень маленьких значений. Это далеко выходило за пределы чувствительности мин. И уже была надежда, что мы довольно простыми средствами можем получить защиту от мин. Это был первый слой экспериментов у нас в лаборатории. Потом мы соорудили магнитометры для того чтобы померить магнитное поле корабля, стоявшего в доке. Ссылки:
|