Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Завершение военного периода работ по размагничиванию

Завершение военного периода работ по размагничиванию хорошо описано у Ткаченко [ 10 ]: В дальнейшем ЛФТИ принимал участие в подготовительных курсах - в декабре 42 - январе 43 в Ульяновске АП и Лазуркин читали лекции на сборе минеров ВМФ -о разработке магнитометров новых классов, совершенствовании методов размагничивания. 30 июня 42г. вышел приказ НК ВМФ об организации Службы размагничивания на всех флотах и флотилиях. Сотрудники ЛФТИ в качестве научных консультантов часто командировались в разные районы, содействуя решению возникающих проблем. Так в начале февраля 43 г. Курчатов в Полярном анализировал расхождения в результатах измерений на разных стендах и внес необходимые исправления в организацию работ. Именно оттуда он был отозван в Москву 5 марта 43 года для работ по атомной проблеме и полностью на нее переключившись никогда уже больше к вопросам размагничивания кораблей не возвращался, хотя и живо интересовался состоянием дел в этой области [ 10 ].

С 42 г. большую помощь в успешном решении многих вопросов связанных с совершенствованием защитных устройств оказал И.Е.Тамм , член- корреспондент АН СССР, разработавший теоретические основы для расчетов распределенных и курсовых обмоток размагничивающего устройства, размещенного внутри корпусов надводных кораблей и подводных лодок. Вместе с АП он предложил формулу и кривые расчета уменьшения магнитного поля корабля по мере удаления от корпуса. Определение поля корабля на больших глубинах по измерениям этого поля на мелководье по "кривой ЛФТИ" после натурной проверки на ряде СБР получило широкое распространение в СРК .

Зимой 42 - 43 г. группа ЛФТИ под руководством АП и при участии Тамма ( Степанов , А.Регель , В.Регель , Лазуркин , Тучкевич ) систематизировали теоретические основы размагничивания кораблей и обобщили большой опыт практической работы, накопленный в этом направлении. УК ВМФ приняло решение на базе этих материалов создать капитальное руководство, включающее также действующие нормативные материалы и формы отчетности. При фактическом участии всех офицеров УК ВМФ и сотрудников ЛФТИ, занимавшихся вопросами размагничивания кораблей, такое " Руководство по размагничиванию кораблей " было составлено и утверждено приказом НК ВМФ от 18 июня 1944 г.

Отчаянная борьба с магнитными минами продолжалась, обеспечиваемая все совершенствовавшейся Службой размагничивания. Только за лето 43 г. на Волге немцы выставили 400 магнитных мин, не считая оставшихся с 42 г. примерно 200. За годы войны только в восточной части Финского залива было поставлено противником 929 магнитных мин. Совершенствование магнитных мин приводило к все более напряженной работе по повышению защищенности наших кораблей.

Огромное напряжение и груз ответственности вызвали странную реакцию в могучем организме АП - его буйная черная шевелюра в это период стала выпадать клочьями в произвольных местах и вскоре голова его стала лысой "как колено" - именно в таком виде он и был известен большинству знавших его людей позднее.

К концу войны за проведение работ по защите кораблей сотрудники ЛФТИ были награждены. АП получил орден Ленина, Курчатов - орден Красного Знамени, В.Р.Регель и А.Р.Регель, П.Г.Степанов, В.А.Иоффе и другие были награждены орденами и медалями за оборону разных городов, где работали наши сотрудники.

Отгремела война, страна переходила к мирному труду, к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Но у службы размагничивания кораблей, так же как и у минеров, работа по обеспечению безопасности плавания военных кораблей и гражданских судов на реках и морях продолжалась с прежним напряжением. Неконтактные мины, которыми были усеяны районы отгремевших боев - Балтика, Черное море, Северные моря, Волга, Дунай, продолжали сохранять свои боевые свойства и довольно часто давали о себе знать подрывами кораблей и судов, личный состав которых переставал обращать внимание на сохраняющуюся минную опасность и необходимость в связи с этим поддерживать магнитное состояние своих кораблей и судов в безопасных пределах. Высказывания о необходимости свертывания работ по защите от магнитных мин были признаны ошибочными. В первые послевоенные годы за рубежом такая же попытка привела к гибели на оставшихся невытравленными неконтактных минах около 250 судов и повреждению еще около 200 судов, что заставило восстановить защиту кораблей от магнитных мин в прежнем объеме.

Не обошлось и без эффектных демонстраций. По окончании войны канонерская лодка "Амгунь" направилась в Таллин и стала на якорь на внешнем рейде. Система ЛФТИ была включена и питалась от мотор- генератора. Дня через два команда была отпущена на берег. Дежурный электрик обратился к вахтенному офицеру с предложением остановить мотор- генератор и получил согласие. В момент выключения взорвалась мина, над которой эти двое суток стояла "Амгунь". У канонерки оторвало корму! Жертв, слава Богу, не было!. Так была подтверждена эффективность системы ЛФТИ.

За все время войны и послевоенное время ни один размагниченный корабль не взорвался на магнитных минах, и именно это явилось основой высочайшего авторитета АП среди моряков.

Прошли после войны многие годы. Курчатовский институт участвовал в создании атомного ледокола "Ленин". В 1958 г. его из Ленинграда вывели на испытания, но задержали на несколько дней. На вопрос, с чем связана задержка АП получил ответ, что производится размагничивание. Мины еще воевали, и ЛФТИ еще защищал корабли.

Интересно привести впечатление очевидца работ АП в Сталинграде, выраженное в виде письма в газету "Правда" по поводу публикации в ней статьи АП об И.В. Курчатове:

"Уважаемая редакция, я прошу извинить меня, прочитав газету "Правда" за 24 сентября 1961 года и решил Вам написать. Жизнь и подвиг И.В. Курчатова . В этой статье упоминается имя Анатолия Петровича Александрова. В грозные годы войны 1942 года, Анатолий Петрович был на флоте, работал в области противоминной защиты военных кораблей и судов гражданского флота. Катер который был в распоряжении Анатолия Петровича, старшиной был я, мне много приходилось ходить с Анатолием Петровичем. Это человек действительно большой воли. В статье от 24 сентября сказано правильно, что ученые не раз смотрели смерти в глаза, как во время воздушных налетов вражеской авиации и обстрелов береговых батарей. Мне как очевидцу всего этого, я был удивлен упорству Анатолия Петровича, он был героем не только технического фронта, но и героем войны.

Гитлеровцы с воздуха ставили сотни мин, разных классов на Волге: гидроакустические, фотоэлементные и ударные, которые ставились на разные циклы и режимы. И вот в один из августовских дней 1942 года магнитоакустическая мина оказалась на левом берегу Волги. Идя на катере с Анатолием Петровичем в Кпасноармейск он увидел эту мину и приказал мне подойти к берегу, выйдя на берег мне приказал уйти в безопасное место. Я наблюдал за происходящим. Анатолий Петрович осторожно осмотрел мину и сразу приступил к ее разборке, примерно через час мина была на борту катера. Этот героический поступок я часто вспоминал и раньше и он заслуживает внимания и сейчас, хотя прошло много лет. Потому что в сотни килограммов смертоносный груз был обезврежен ученым.

Трудно описать все подвиги Анатолия Петровича в этот период. После боев в Сталинграде мне пришлось много быть в боях и я всегда восхищался этим человеком.

Анатолия Петровича я встречал в 1959 году на флоте. Уважаемая редакция, я хотел чтобы редакция газеты напомнила о героических поступках этого замечательного человека в Министерство обороны СССР.

С уважением к Вам

Мичман Кабаков Василий Осипович Мой адрес: Архангельская область гор. Северодвинск, в/ч # 81392

Через много лет после войны в Севастополе был открыт памятный знак в честь участников работ по размагничиванию кораблей. На это торжество приезжал АП, уже будучи президентом Академии наук, вместе с несколькими внуками.

Ссылки:
1. РАЗМАГНИЧИВАНИЕ КОРАБЛЕЙ (защита от магнитных мин) во время Войны

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»