Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Адлер Е.Г. в Москве 1942 г, завод 115, Котов, Яковлев

Приехав в середине апреля 1942 года в опустевшую, промерзшую и, несмотря на весну, еще не отогревшуюся Москву, я сразу отправился на завод. Первым мне встретился Леон Шехтер , который так и не уезжал из столицы. Зашли в опустевший зал КБ.

- Представляешь,- рассказывал Шехтер,- как только вы все уехали, здесь началась паника. 16 октября нигде не было видно ни одного человека в форме. Ни милиции, ни военных. Множество машин устремилось на дороги, ведущие из города на восток. Заговорили репродукторы: "Сейчас будет выступать председатель Моссовета Пронин". Проходит полчаса, час, а Пронина все нет. На улицах появились мародеры, стали грабить магазины. С ближайшей кондитерской фабрики потащили муку, сахар. Из подвалов выносили ящиками вино, водку. Одиночные легковые машины переворачивали, чемоданы растаскивали. Затем на подступах к Москве командование войсками принял Жуков . На улицах появились военные патрули. Паника поутихла. Не зная, чем заняться, оставшиеся на заводе люди по собственной инициативе привезли с Центрального аэродрома неисправный истребитель И-16 и явочным порядком взялись за ремонт. Откуда-то об этом узнали технари стройчастей, и на завод стали прибывать еще и еще И-16 , И-15 , "Чайки" и другие истребители. Рабочие стихийно стекались на завод, причем не только те, которые здесь работали раньше, но и люди с соседних эвакуированных заводов. Откуда-то на заводе появился Котов , стал налаживать какой-то учет; его все признали директором, когда впервые выдали зарплату. Когда привезли на завод "Харрикейны" для замены их неэффективного пулеметного вооружения на пушечное, на заводе появился Абакумов , заместитель Берии. Он стал расспрашивать, похвалил за порядок на сборке, где в линейку выстроились ремонтируемые истребители, и особенно интересовался перевооружением английских "Харрикейнов". Когда он спросил, не нужна ли помощь, я попросил подбросить станков, хотя бы три токарных и пару фрезерных. Он тотчас на бланке написал записку и, вручив мне, объяснил, куда с ней обратиться. Да еще, вдобавок, дал свой телефон и просил звонить, если еще что - нибудь понадобится.

- Ну, ладно,- говорю я Леве,- это ремонт. А что новенького?

- Тут на днях, откуда ни возьмись, появился АэС , попросил меня набросать легкий пассажирский самолетик с двумя моторчиками М-11 . Я прикинул, а он больше не появлялся. Шехтер достал свернутый в трубку ватман и показал чертеж.

- Интересно. А как же он разбирается?

- Нос фюзеляжа крепится на шурупах к средней части, которая намертво присоединяется к сквозному неразъемному крылу на клею и гвоздях, а хвост деревянной ферменной конструкции крепится к той же средней части на четырех болтах.

- Сколько человек вмещается?

- Спереди - пилот и механик, сзади, на диванчике - трое, да на откидных сидениях еще двое, всего семеро.

- А груз?

- Без пассажиров можно будет грузить 500 кг. Пассажиры, если все места используются, смогут взять на всех только 60кг. Вернувшись на сборку, сталкиваюсь лицом к лицу с Яковлевым . Ни тебе "здрассте", ни "как поживаете"!

- Пошли, пошли. Поднявшись быстрым шагом на третий этаж, заходим в бывший кабинет Яковлева, а там восседает Владимир Котов . Мы скромно усаживаемся в низкие мягкие кожаные кресла перед столом, а Котов, вставший поначалу, вновь усаживается за стол, величественно возвышаясь над нами на своем более высоком стуле.

- Владимир Семенович,- начал АэС елейным тоном,- а ведь вас директором никто не назначал.

Володя заерзал на стуле так, как будто с каждым словом Яковлева стул все более накалялся, и, не выдержав до конца фразы, встал, невнятно пробормотав:

- Садитесь сюда, Александр Сергеевич.

- Нет, нет,- перебил его АэС,- сидите, сидите.- И прежним тоном продолжал. Да и меня, как будто, никто от должности директора не освобождал. Лицо Котова стало покрываться красными пятнами, он вскочил со стула, ставшего будто нестерпимо горячим, и нервно заходил по кабинету из угла в угол. Выдержав паузу, словно наслаждаясь смятением собеседника, АэС продолжал уже обычным тоном:

- Впрочем, вы со своей миссией справились успешно, завод сумели удержать в руках. Теперь здесь будем решать другие задачи, а вы, - продолжал он дальше уже начальственным тоном, - отдохнув денек, другой дома, заходите в Наркомат, там и поговорим о вашей дальнейшей работе. [ 11 ] Дождавшись ухода Котова, который проворно выдвигал ящики стола и, открыв сейф, собирал свои вещи, не проронив больше ни слова, АэС не спеша, с нескрываемой брезгливой миной на лице, смахнул со стола и стула своим носовым платком невидимые следы пребывания Котова, уселся, наконец, на своем стуле и, обратившись ко мне, произнес:

- Возьмите, пожалуйста, у Шехтера чертеж Як-6 и срочно возвращайтесь. Принесенный мной чертеж он развернул на своей стороне стола, рассматривая его совершенно отсутствующим взглядом. Затем, словно возвратившись издалека, снова внимательно прошелся глазами по всем трем проекциям, прочитал в нижнем правом углу сводку основных характеристик самолета, повертел каким - то чудом оказавшийся у него в руках красный карандаш и размашисто крупно начертал:

А.Яковлев.

Ссылки:

  • АДЛЕР Е.Г.: В ОКБ ЯКОВЛЕВА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»