Шепитько, Лариса Ефимовна (6 января 1938, Артёмовск Украинской ССР — 2 июля
1979, Калининская область) — советский кинорежиссёр, сценарист,
актриса.
В 1954 году окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году поступила на
режиссёрский факультет
ВГИКа (мастерская А. П.
Довженко, после его смерти в 1956 году — М. Е. Чиаурели). Ещё в
студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в
том числе в «Поэме о море» (1958), начатой А. П. Довженко и завершённой его
супругой, Юлией Солнцевой.
Первый полнометражный фильм — дипломная работа «Зной» (1963) по повести
Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» — снимался в Киргизии, где незадолго до
этого была реорганизована Киностудия документально-художественных фильмов,
получившая в 1961 году название «Киргизфильм». На этапе монтажа картины
Ларисе Шепитько помогал
Элем Климов, в то время также студент
ВГИКа. В 1963 году они стали супругами (их единственный сын Антон родился в
1973 году). Фильм «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых
Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (1966),
рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной; одну из
ролей в этой картине сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 году «лучшей
актрисой года».
Следующий фильм — «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея
Платонова — снимался в деревне
Сероглазка Астраханской области; в
картине были заняты многие непрофессиональные исполнители из числа местных
жителей. Фильм вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С.
Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», который
студия «Мосфильм» готовила к 50-летию Октябрьской революции. Однако по
цензурным соображениям ни «Родина электричества», ни «Ангел» не были
выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только
через 20 лет, в 1987 году).
Затем Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм, музыкальную сказку
«В тринадцатом часу ночи» (1969) — новогоднее ревю с такими артистами, как
Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий
Папанов и др.
Вторая (и последняя) цветная картина «Ты и я» (1971) была снята по сценарию
Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена поколению тридцатилетних.
Герои фильма — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые «ради
случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив… отложили свой
талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых
завоеваний». Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и
Алла Демидова (первоначально на главную женскую роль пробовалась Белла
Ахмадулина). В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту
картину медалью в конкурсе молодого кино.
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля
искусств РСФСР.
Вскоре начинаются съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова
«Сотников». В этом фильме первые большие роли сыграли молодые актёры Борис
Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на
экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра
Машерова. «Восхождение» — экзистенциальная драма о вере и предательстве —
было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на
международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при
«Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году
Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлинского кинофестиваля.
Лариса была мистиком — верила, что жила уже несколько раз. В 1978 году,
будучи в Болгарии, посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей скорую
смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и
взяла с неё клятву, что если она умрёт, то подруга будет заботиться об её
сыне Антоне.
После этого режиссёр готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина
Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере
Селигер, и в начале июня в 1979 года туда была запланирована
киноэкспедиция.
Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап на пустынном
шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и
врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. В результате этой автокатастрофы
погибли Лариса Шепитько и члены съёмочной группы (в машине находились также
оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).
Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем
Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял о ней
документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её
фильмов и интервью с её коллегами.
Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.
Режиссёрские работы
1956 — Слепой кухарь (короткометражный, курсовая работа)
1957 — Живая вода (короткометражный, курсовая работа)
1963 — Зной
1966 — Крылья
1967/1987 — Родина электричества (киноальманах «Начало неведомого века»,
новелла вторая)
1969 — В тринадцатом часу ночи
1971 — Ты и я
1976 — Восхождение
1981 — Прощание (подготовительный этап)
Сценарии
1963 — Зной (по повести Ч. Айтматова)
1967/1987 — Родина электричества (по рассказу А. Платонова)
1971 — Ты и я
1976 — Восхождение (по повести В. Быкова)
1981 — Прощание (по повести В. Распутина)
Актёрские работы
1956 — Карнавальная ночь — эпизод
1958 — Поэма о море — эпизод
1960 — Обыкновенная история — Нина
1960 — Таврия — Ганна
1970 — Спорт, спорт, спорт — царица (в эпизоде о купце Калашникове)
1974 — Агония — эпизод