Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Шепитько Лариса Ефимовна (1938 - 1979)

См. в Википедии Шепитько, Лариса Ефимовна

Источник - Википедия

Шепитько, Лариса Ефимовна (6 января 1938, Артёмовск Украинской ССР — 2 июля 1979, Калининская область) — советский кинорежиссёр, сценарист, актриса.

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко, после его смерти в 1956 году — М. Е. Чиаурели). Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» (1958), начатой А. П. Довженко и завершённой его супругой, Юлией Солнцевой.
Первый полнометражный фильм — дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» — снимался в Киргизии, где незадолго до этого была реорганизована Киностудия документально-художественных фильмов, получившая в 1961 году название «Киргизфильм». На этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов, в то время также студент ВГИКа. В 1963 году они стали супругами (их единственный сын Антон родился в 1973 году). Фильм «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (1966), рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной; одну из ролей в этой картине сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 году «лучшей актрисой года».
Следующий фильм — «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова — снимался в деревне Сероглазка Астраханской области; в картине были заняты многие непрофессиональные исполнители из числа местных жителей. Фильм вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С. Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», который студия «Мосфильм» готовила к 50-летию Октябрьской революции. Однако по цензурным соображениям ни «Родина электричества», ни «Ангел» не были выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году).
Затем Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм, музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи» (1969) — новогоднее ревю с такими артистами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и др.
Вторая (и последняя) цветная картина «Ты и я» (1971) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена поколению тридцатилетних. Герои фильма — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые «ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив… отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний». Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова (первоначально на главную женскую роль пробовалась Белла Ахмадулина). В том же году на МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Вскоре начинаются съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В этом фильме первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. «Восхождение» — экзистенциальная драма о вере и предательстве — было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлинского кинофестиваля.
Лариса была мистиком — верила, что жила уже несколько раз. В 1978 году, будучи в Болгарии, посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей скорую смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с неё клятву, что если она умрёт, то подруга будет заботиться об её сыне Антоне.
После этого режиссёр готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня в 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция.

Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько и члены съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).
Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.
Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.

Режиссёрские работы
1956 — Слепой кухарь (короткометражный, курсовая работа)
1957 — Живая вода (короткометражный, курсовая работа)
1963 — Зной
1966 — Крылья
1967/1987 — Родина электричества (киноальманах «Начало неведомого века», новелла вторая)
1969 — В тринадцатом часу ночи
1971 — Ты и я
1976 — Восхождение
1981 — Прощание (подготовительный этап)

Сценарии
1963 — Зной (по повести Ч. Айтматова)
1967/1987 — Родина электричества (по рассказу А. Платонова)
1971 — Ты и я
1976 — Восхождение (по повести В. Быкова)
1981 — Прощание (по повести В. Распутина) 

Актёрские работы
1956 — Карнавальная ночь — эпизод
1958 — Поэма о море — эпизод
1960 — Обыкновенная история — Нина
1960 — Таврия — Ганна
1970 — Спорт, спорт, спорт — царица (в эпизоде о купце Калашникове)
1974 — Агония — эпизод

Ссылки:
1. Войнович В.Н. в кинематорафе и театре
2. Климов Элем

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»