Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Блюменталь-Тамарин

См. в Википедии Блюменталь-Тамарин, Всеволод Александрович

Источник - Википедия
Блюменталь-Тамарин, Всеволод Александрович (16 июня 1881, Петербург — 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) — актёр, режиссёр, сын известных актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных.

Родился в артистической семье. Отец — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (ум. 1 (14) 12 1911). Мать — актриса Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, урожд. Климова (1859—1938). Дед по отцу был немцем.
Глубоко травмированный в детстве разводом родителей, Блюменталь-Тамарин на протяжении всей жизни сохранял очень близкие отношения с матерью и написал о ней мемуары «Блюменталь-Тамарина и её время», опубликованные в 1939 году в журнале «Театр».
Потом была череда городов, театров и ролей. В 1917—1918 годах жил в Харькове (по адресу: ул. Гоголя, 41). Сыграл в Большом театре Царя Эдипа. Вообще же входил в труппу Городского театра: осенью 1918 был занят в спектаклях «Живой труп» (Федя Протасов), «Маргарита Готье», «Касатка» (Илья) и др.
В декабре 1918 появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. Д. Уваровым в помещении «Рабочего дома» новом театре.
В 1919, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. И. Деникина, Блюменталь-Тамарин помимо театральной работы активно занимался общественной деятельностью.
Г. Бахтаров, пересказывая (со ссылкой на автора, но без указания публикации) довольно близко к тексту вышеприведённый «пассаж» Шверубовича, сообщает далее:

Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. И только благодаря вмешательству Луначарского Блюменталь-Тамарину была сохранена жизнь…
— Последний гастролёр // журнал «Московский наблюдатель», 1993.
.
Актёром Блюменталь-Тамарин был, по-видимому, незаурядным. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1926 году, через 7 лет после его «белогвардейских эскапад» в Харькове, в Москве торжественно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. На юбилейном спектакле Блюменталь-Тамарин играл Кина. А. В. Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания заслуженного артиста РСФСР. На том же вечере для него пели А. Нежданова, Н. Обухова, Л. Собинов, танцевали Е. Гельцер и В. Тихомиров, играл Генрих Нейгауз.
Однако несмотря на все чествования, Блюменталь-Тамарин тогда же ушёл из Театра Корша, где играл, собрал собственную труппу (по отзывам театралов, довольно посредственную, если бы не сам Блюменталь-Тамарин) и создал Московский передвижной театр. Начались многочисленные гастроли, благодаря которым он не только мог ускользать из-под мелочной опеки театрального начальства, но успешно избегал надзора «органов», — скорее всего, благодаря этому Блюменталь-Тамарин и уцелел в период массовых репрессий 30-х годов. Он снимался в кино («На дальней заставе», 1940, режиссёр: Евгений Брюнчугин).
В 1941 ему исполнилось 60 лет. В мае Блюменталь-Тамарин отправился в гастрольную поездку с программой, посвящённой 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова. Война застала его в Черновцах. Прервав гастроли, он вернулся в Москву и, захватив ценные вещи и архив, перебрался с семьёй на дачу в Новый Иерусалим — рядом с Истрой, в 60 км от Москвы, рядом с Волоколамским шоссе. По свидетельству очевидца, во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «они нас не тронут — я же немец» (его отец был немцем по национальности).
В ноябре 1941 года немецкие войска заняли Истру. Блюменталя-Тамарина они действительно не тронули — более того, привлекли к сотрудничеству. 2 февраля 1942 года он выступил по радио с обращением, в котором призывал соотечественников не защищать сталинский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях сотрудничать с оккупантами. Передачи становятся регулярными: они выходят в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. Записанные на немецком радио Варшавы речи транслировались на оккупированных территориях СССР. 27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила его к смертной казни.
Возглавлял Театр русской драмы в Киеве. Одной из наиболее известных его постановок была переделанная в злую сатиру на Красную Армию пьеса «Фронт» А. Корнейчука, которая ставилась под названием «Так они воюют». Сыграл в ней главную роль — генерала Горлова, переименованного в Горлопанова.
С приближением советских войск Блюменталь-Тамарин перебрался в Кёнигсберг, затем в Берлин. В эмигрантской газете «Новое слово» печатались объявления о его выступлениях в сценах из спектаклей: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «На людном месте» А. Н. Островского, «Гамлет» У. Шекспир, «Медведь» А. П. Чехов — 17.2.43 — в Шуман-зале, 13.6.43 — в Бах-зале…
10 мая был убит в Мюнзингене «при невыясненных обстоятельствах», по версии племянником жены — Игорем Львовичем Миклашевским (1918—1990), который в 1942 году под видом перебежчика был заслан в немецкий тыл для выполнения этого задания (по некоторым источникам для организации покушения на Гитлера). В 1993 году реабилитирован «по формальным обстоятельствам» согласно статье 5 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 3 сентября 1993 года № 5698-1: «Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за:
а) антисоветскую агитацию и пропаганду;
б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй».


Ссылки:

  • Персональное дело [Войнович В.Н.: травля за "Чонкина"]
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»