Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ, ВЫЗВАННЫЙ МАНИФЕСТОМ ГОСУДАРЯ

В мои студенческие годы грянула первая мировая война, и манифест Государя Императора привлек к себе пылкую идеологию, и полную сил энергию студенчества. И направил студентов на доблестный путь воспылавшего патриотизма с жаждой, каждого из них, встать на защиту Родины. Начало войны застало меня студентом старших семестров химического отделения Варшавского политехнического института Императора Николая II во время летних каникул, на строительной практике. После выдержанного экзамена по строительному искусству я практиковал на постройке больницы Красного Креста в Тамбове на положении помощника инженера, что было интересно, поучительно и хорошо оплачивалось. Уже не так далеко мне оставалось до диплома инженера-технолога, так что, казалось бы, мне не следовало бы ни при каких обстоятельствах прерывать высшее техническое образование, но в то же время, нельзя было оставить призывной манифест Государя Императора без должного внимания. В то время все были уверены, что коварно напавший на нас враг будет скоро отброшен, и после войны Российская Империя снова перейдет к новой счастливой и нормальной, мирной жизни. Но чтобы отбросить врага, сперва всем нам надо было по Царскому призыву встать на защиту Родины, так как враг никогда добровольно сам назад не уйдет. Того, что произошло после войны, никто конечно тогда не ожидал, и предвидеть не мог. Всеобщий высокий патриотический подъем, вызванный войной, естественно, прежде всего захватил русскую идейную золотую молодежь, в лице студенчества, а в том числе затронул и меня. Я рассуждал так: "Жаль прерывать получаемое высшее образование, но этот перерыв считался временным, с тем, чтобы мне по окончании войны закончить политехнический институт".

Встать на защиту отечества, я считал долгом каждого русского патриота. Себя я счел морально особенно "добровольно- обязанным", так как я был тогда молодым, способным носить оружие, холостым, то есть несвязанным обязательством содержать семью, жену и детей. Кроме того, воинская доблесть и военный подвиг мне казались чрезвычайно красивыми и заманчивыми. Так рассуждал не я один, а многие студенты, перешедшие в военные училища. И если переход на военную службу во время войны я считал своим долгом, то выбор рода войск я счел своим правом и как тамбовский коннозаводчик, с детства привыкший к лошади и к лихой езде, я избрал кавалерию.

Не говоря об этом дома, чтобы не встретить оппозиции своей матери и родных, я самостоятельно подал прошение о приеме меня в Елисаветградское Кавалерийское Училище , откуда 1 февраля 1915 года я вышел офицером в 1-й гусарский Сумской полк . А высшее военное образование я позже продолжал на Высших Военно-Научных Курсах профессора Головина, в Белграде. И хотя сейчас я живу в далекой Аргентине, свой долг перед родной Россией, я считаю исполненным.

Подробно описывая студенческий патриотизм, коснувшейся также и лично меня, я не умаляю достоинства и общего русского патриотического подъема, который ярко вспыхнул во всех слоях населения России. Так как среди них было много интеллигентных людей, способных пойти на пополнение убыли в боевом офицерском составе, но не все из них имели должный образовательный ценз для поступления в военные училища. Поэтому во время войны было открыто много школ прапорщиков со льготными условиями приема. По своему патриотизму, и по жажде воинского подвига школы прапорщиков никак не отставали от военных училищ, и прапорщики оказались истинными героями войны: они или погибали в боях, или доходили за боевые отличия даже до штаб-офицерских чинов и должностей. Точно с тем же патриотизмом молодые девушки и женщины проходили курсы сестер милосердия, готовясь к совершению на фронте чудес жертвенного подвига. Всеобщее народно-национальное чувство, возникшее с началом первой мировой войны, широко охватило всю Россию. Взрыв патриотизма после Царского манифеста по своему масштабу был единственным во всей русской истории. И если Минину и Пожарскому был воздвигнут памятник в Москве, а подвиги Бородинской битвы увековечены многочисленными памятниками и исторической памятью, то всенародный национальный подъем 1914 года по своему объему превзошел все прошлое и должен быть ознаменован как событие совершенно исключительное, высокопатриотическое и грандиозное. К сожалению, наша русская зарубежная национальная литература почти не затрагивает этого очень важного вопроса, и приходится признаться, что советские писатели, оказали ему много больше заслуженного внимания, чем это сделали писатели-эмигранты.

Эти чрезвычайные события описаны Солженицыным , в бытность его в Советском Союзе в его облетевшей весь мир книге "Август четырнадцатого" . Там ярый революционер студент Саня после Царского манифеста вдруг почувствовал себя русским патриотом и поступил в военное училище, несмотря на отчаянный протест со стороны его подруги, курсистски-революционерки Вари. Аналогичные примеры встречаются и у других советских писателей. Современной молодежи, родившейся и проживающей в демократических странах зарубежья, быть может, непонятен вышеописанный всенародный русский патриотический подъем, но зато он был понятен и ясен русской молодежи, в сороковых годах проживавшей в Югославии и в Болгарии. Когда при первоначальных успехах Гитлера против Советов в русской эмиграции мелькнула последняя надежда, что германский вермахт сметет с лица земли советскую власть. Аналогичный взрыв патриотизма охватил русских на Балканах, и при формировании Русского Корпуса в Сербии абсолютно добровольно явились тысячи русских патриотов. Старые генералы, офицеры, студенты, юнкера, кадеты и гимназисты, - плечом к плечу дружно пошли в поход, и учащиеся прервали среднее и высшее образование, продолжая его в юнкерских ротах, непосредственно на боевых позициях, с потерями убитыми и ранеными.

Оглядываясь назад, нам никогда не следует забывать, что первая мировая война стоила России 2,5 миллиона убитых , не считая многих миллионов раненых, и оставила много жертв, калек, вдов, сирот и родителей, потерявших сыновей, были разрушены большие культурные ценности, села, горда и пр.

Жертвы войны не должны быть забыты.

Подвиг и доблесть не могут умалять своего достоинства, ни при каких условиях и неудачных обстоятельствах войны. И выполненный воинский долг воина, есть, несомненно, высшее моральное достижение человека.

Пусть эта глава ляжет свежим, душистым венком роз, на незабытые и на неизвестные могилы русских героев, павших смертью храбрых в жестоких боях, взамен цветов, увядших на этих могилах за многолетний срок русской трагедии.

28 июля 1914 года в городе Сараево выстрелом сербского террориста , были убиты Австрийский престолонаследник Франц-Фердинанд и его супруга . Считается, что это убийство послужило поводом к началу первой мировой войны. История Сараевского преступления давно широко и подробно описана в мировой военно-исторической литературе, и на этом вопросе я останавливаться не буду. Однако более чем полувековая давность, пресекшая жизнь пожилых и состарившая молодых современников начала первой мировой войны, привела к забвению многих событий того времени. Это заставляет меня кое о чем напомнить, чтобы мои последующие воспоминания были бы ясны и понятны уважаемому читателю. Всякая война имеет повод и причину ее возникновения, причем повод есть только придирка, чтобы войну начать. Если война назревает, то рано или поздно она должна разразиться. Если данный повод окажется недостаточным, то война будет временно отложена до более яркой и активной вспышки. И вот поводом к первой мировой войне послужило Сараевское убийство, как бы давшее право Германии , осуществить свою долгожданную "причину" войны, заключавшуюся прежде всего в лозунге: "Deutschland, Deutschland uber alles", то есть стремление Германии к мировому первенству и господству. Подвернулся удобный случай, чтобы под предлогом наказания, раздавить независимую Сербию, а заодно и другие славянские государства на Балканах . Вместе с тем, попутно завоевать себе Европейскую Россию, как необходимое для Германии Lebensraum - жизненное пространство, выкинув русских Untermensch'en за Урал, в Сибирь. Я написал непереводное слово Untermensch по-немецки, так как в русском языке такого слова нет: есть слова - подполковник, подпоручик, унтер-офицер, но слова подчеловек, или слова унтер- человек, в русском языке нет. И хотя русский Lebersraum, считавшийся уже немцами как бы своим, не был еще синицей в руках, а был лишь журавлем в небесах, - немцы уже заранее поделили шкуру неубитого русского бурого медведя и разрабатывали план немецкого переселенческого движения на освободившуюся русскую землю. Немецкая самоуверенность и убежденность, что Blizkrieg (молниеносная война) принесет Германии быструю и неоспоримую победу над Россией, видно из следующего исторического эпизода. 5 июля 1914 года в Потсдамском дворце австрийский посол в Берлине граф Чеджени лично передал письмо Императора Франца Иосифа, Императору Вильгельму II, с просьбой поддержать Австрию, в ее столкновении с Сербией. Прочитав письмо, Кайзер заявил графу Чеджени, что Австрия вправе рассчитывать на полную поддержку Германии, хотя действия Австрии могут вызвать вмешательство России. Но Кайзер и этого не боится: "еще не беда, если из этого произойдет война с Россией". Вильгельм при этом отметил, что Россия совершенно неподготовлена к войне, и прежде чем решиться на мобилизацию, она должна сильно подумать.

С нахальной самоуверенностью вели себя немцы и во Франции . Первого августа 1914 года, президент Пуанкаре и его министры думали, что германский посол помешался и вышел из ума, когда в категорической форме он изложил свои невероятные требования: "По поручению своего правительства, имею честь просить правительство Франции реально подтвердить свое стремление на сохранение нейтралитета в настоящем конфликте. Как фактическую меру доказательства Германия требует немедленное очищение, всех восточных укреплений Франции от войск". Это циничное требование поразило и возмутило французских министров, и надо ли упоминать, что эвакуация мощных фортов, защищающих Францию с востока, не могла даже подвергнуться обсуждению? Предложение фон Шека было понято, как явное желание спровоцировать войну, что, и оказалось совершенно верным. Все стремления России и Сербии передать возникший конфликт на мирное рассмотрение в Международный суд в Гааге успехом не увенчались, и России пришлось встать не только на защиту маленькой славянской Сербии, но и на собственную самозащиту, так как дерзкий враг привел в исполнение наглую инициативу нападения на искренне миролюбивую Российскую Империю. Сказанное выше не есть мое личное мнение или фантазия, с которыми никто не обязан считаться.

Манифест Государя по поводу войны, является неоспоримым и вечным историческим документом большого мирового значения. Для большей ясности и убедительности в подтверждение сказанного, даю выдержки из Царского манифеста, так как много лет спустя, не все его помнят и не все его знают. Высочайший манифест:

"Божьей милостью, Мы Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая... Объявляем всем Нашим верным подданным: Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особую силою пробудились братские чувства русского народа к славянам, когда... презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные принять необходимые меры предосторожности, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, мы прилагали все усилия к мирному исходу переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки нашим надеждам на вековое дружное соседство, внезапно объявила России войну. Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России, и положение ее среди великих держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши поданные, ...и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек дерзкий натиск врага. С глубокой верой, ... мы молитвенно призываем... Божье благословение. 20 июля 1914 г. ...подписано

НИКОЛАЙ".

Под нависшей угрозой порабощения России обнародованный Царский манифест с призывом Государя Императора всем, как единому человеку, встать на защиту Родины, мгновенно вызвал небывалый патриотический подъем во всем русском народе до самых отдаленных мест Империи. Подъем патриотизма был действительно всенародным, но так как он застал меня в мои студенческие годы, я несколько детальнее остановлюсь на психологии студенчества, добровольно откликнувшегося на Царский манифест и оказавшегося неисчерпаемым источником, пополнявшим поредевшие ряды боевого офицерского состава. Студенты, пользуясь отсрочками для окончания высшего образования или службой по специальности в тыловых учреждениях и в военной индустрии, легко могли уклониться от фронта. Но студенчество добровольно шло и переполняло все военные училища, чтобы там получать знания и права на совершение воинского офицерского подвига в действующей армии. На их взгляд, военные училища, как и университеты, были храмами науки, - науки побеждать, науки вести войска в бой, а не на убой, науки технологии новейшего оружия и науки, охватывающей все стороны военного искусства.

По совершенно непредвиденным обстоятельствам, работая в химической лаборатории политехнического института, и того не зная и не подозревая, я как бы готовился к предстоящей сказочно- чудовищной химической войне. И с ее началом, мы, химики- технологи и университетские химики, неожиданно оказались более подготовленными к такой неожиданной войне, чем кадровые офицеры. И на наши плечи легла организация химических войск , быстро сумевших дать немцам такой реванш, что отбили у них раз и навсегда всякую охоту продолжать это новое всесокрушающее средство войны, на которое возлагались большие надежды. Студенты - люди молодые, их жизнь еще впереди, и не столкнувшись еще с житейскими дрязгами и невзгодами, в их головы всегда лезут всякие отвлеченные идеи, готовые вылиться в зависимости от обстановки в различные энергичные и реальные поступки. Пользуясь этим, революционерам часто удавалось сбивать невинных юношей на свой предательский путь, посылая их даже на политические убийства, стоивших жизни и им самим. И до сих пор еще студенчество вмешивается в политические события своих стран, устраивая забастовки, вместо того чтобы учиться.

Ссылки:

  • Вакар С.В.: НАША ГЕНЕРАЦИЯ, рожденная в конце прошлого столетия
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»