Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

История рода Вакаров

Я, Вакар Модест Иванович , сын Ивана Модестовича , внук Модеста Яковлевича Вакар , представитель древнего рода, происхождение которого теряется в глубокой древности. В нашей семье хранилась история рода Вакар. Это была рукописная тетрадь, переплетенная в красный сафьян с золотым тиснением. К сожалению, она не сохранилась. Я имел возможность не только держать ее в руках, но и несколько раз читал. В связи с тем, что возраст у меня преклонный и, как выясняется, ни у кого из родственников достоверных сведений о происхождении рода нет, я решил сделать это заявление.

Согласно легенде, которая записана в этой истории, родоначальником рода был римский центурион Корвин Вакар . Кончив службу, по каким причинам я не помню, по-моему, что-то не поладив с начальством, он ушел далеко на север и поселился в горах, основав там род. Потомки его жили в лесах Карпатских гор, занимаясь охотой, скотоводством. Перекликались они с помощью крика ворона, это был родовой крик.

Дальнейшая история мне не запомнилась, но помню следующее. Один из потомков в период австрийского владычества этой территорией бежал в Польшу, там не ужился и перебежал из Польши на Русь к Ивану Грозному. Поступил к нему на службу в войска. Отличился в сражении под Казанью и взятии Казани, был отмечен Иваном Грозным и пожалован поместьем и другими, характерными для того времени, отличиями. Это то, что записано и запомнилось мне в летописи.

Имя Вакар, бежавшего в Польшу - Николай . В родословной, которая приложена была к истории рода, прямо и записано: протопляс рода Николай Вакар. В настоящее время известно очень большое, разветвленное семейство Вакар. Все они, судя по родословному дереву, которое было приложено к упомянутой мной истории рода, а также хранится в архивах Ленинграда, происходят от одного и того же Николая.

Вот, коротко, что я запомнил из этой истории. Написана она была красивым почерком, но не настолько старинным, чтобы нельзя было разобрать современному человеку. И слог тоже самое - был вполне понятен, во всяком случае, для меня. Может быть этому помогло то, что я в свое время знал немножко церковно-славянский и свободно читал на этом языке. Написана была в стиле старинных русских рукописей, с красивыми заглавными буквами и многокрасочными заставками. Были ли в истории какие-либо ссылки на другие документы и датирована ли она, когда была написана - я не помню. Был я тогда недостаточно взрослым, чтобы обращать на такие, в общем-то важные, моменты внимание. Прошла история в 30-х годах этого столетия и все, что я запомнил - я изложил.

Что мне хочется добавить к сказанному. Во время Великой Отечественной войны помощник начальника штаба полка, в котором я служил, во время проезда на фронт вынужден был заночевать высоко в горах в Карпатах в маленькой деревушке, настолько маленькой, что комендантом в ней был сержант и с ним два инвалида. Сержант предложил ему ночлег в доме священника. Священник принял его очень любезно и представился - Вакар. Он страшно удивился и сказал:

"А у нас старший врач полка - Вакар". Это священника не удивило. Он расспросил его, откуда и что. Узнав, что мой отец родился в Сибири, сказал: "Это весьма возможно, в старину бежали многие от нас на Русь, опасаясь от иноверцев и преследований католических священников, которые пытались насаждать католицизм. Кстати, священник этой деревни был православным. Он сказал интересную вещь, что деревня называется Вакаровка и живут в ней Вакары, почти 100%. Сейчас стали появляться люди других фамилий, но до войны были только одни Вакары, причем в большей или меньшей степени родства состоявшие между собой. Вот это интересный момент.

Дальше, в гербе Вакаров имеется в центре ворон, сидящий на суку и держащий в клюве кольцо. Я уже упоминал, что, судя по легенде, которая была в истории, родовым кличем был крик ворона. Это первое. Второе. Родоначальник легендарный был Корвин Вакар. Корвус - по латыни ворон. Корвин, видимо, тоже ворон. Что касается Вакар или Вакар, то это явно латинского происхождения слово. И в настоящее время в латино-язычных странах можно встретить: "вакареро", "вакеро", "вакареско" и сходные произношения, причем все они имеют касательство к людям, занимающимся скотоводством, в частности, разведением и пастьбой крупного рогатого скота. В переводе на русский язык это слово означает "коровник" - коровий пастух. В легенде было написано, что занимались охотой, а также разведением скота, который пасли в горах Карпат. Вот те сведения, которые у меня имеются.

К этому могу добавить следующее. Николай Платонович Вакар , потомок одной из ветвей семьи Вакар, в своем письме, написанном незадолго перед смертью, написал, что по его сведениям, во время 1 Мировой войны (он воевал на южном фронте, румынском) недалеко где-то в горах была деревня Вакаровка. То есть он подтверждает те данные, которые сообщил перед этим я. Среди довольно многочисленных Вакаров, с которыми приходилось встречаться мне, с одной стороны как-будто бы просматривались в ряде случаев явные родственные связи, с другой вообще трудно было что-либо установить, какую-либо родственную, кровную связь с этими представителями.

Судя по рассказу этого священника, можно заключить, что, видимо, не один Вакар бежал в свое время из Вакаровки на Русь или в Польшу, акклиматизировался там и, следовательно, появилось его потомство. Таким образом, различные теории, между прочим, предположения о литовско- польском происхождении семьи Вакар, они, вероятно, не лишены основания и относятся к различным ветвям этого многочисленного и когда-то могучего рода. Еще хочу сказать, что особо было подчеркнуто в летописи, что Вакары отличались храбростью, преданностью Родине, верностью своему слову. То, что я могу сказать о тех Вакарах, которых я встречал, эта черта, видимо, передается по наследству. Во всяком случае, все они всегда производят крайне приятное впечатление на окружающих и вызывают уважение своим поведением и постоянством своего характера и верностью слову. Кроме герба в семье родного брата отца, старшего брата, был еще один предмет, к сожалению тоже не сохранившийся. Это железное кольцо с печаткой. На печатке были изображены ворон, сидящий на суку, т.е. именно тот элемент, который и находится в центре герба. Остальные аксессуары: львы, перья, короны и пр., видимо, это уже дальнейшее украшение, которые появились в результате работы геральдиков, которые родовой знак превращали в герб в соответствии с принятыми в те времена требованиями.

Ссылки:

  • РЕВОЛЮЦИЯ, КИЕВ, БЕЛЫЙ БЕРЕГ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»