|
|||
|
Дискуссия об употреблении евреями крови христианских младенцев
Я уже упомянул, что отец получал газету "Сын Отечества". Кроме этой газеты я видал у него на столе нашу краевую газету "Киевлянин" , петербургский "Голос" и петербургскую газету на иврите "Гамелиц" известного в то время ученого, еврея Цедербаума (отца или деда меньшевика Цедербаума-Мартова , современника Ленина). О прочитанном отец, конечно, нередко говорил в кругу семьи. Слушал и я. Из событий того времени, по рассказам отца, помню полемику в печати между Цедербаумом и ксендзом Лютостанским относительно употребления евреями крови христианских младенцев для ритуальных целей при печении пасхальной мацы (опресноков). Пожалуй, мои дети никогда не слыхали об этом обвинении. Давным-давно существовала легенда, что евреи, распявшие Христа, убивают к своей Пасхе христианского младенца, кровь которого пользуют в тесто пасхальной мацы. Кто сочинил столь глупую легенду, я не знаю, но многие христиане по злобе или невежеству не только распространяли устно эту чушь в народных массах, но уверяли, что убийство евреями христианских младенцев обязательно на основании каких- то еврейских законов веры. Среди православного духовенства было немало знавших древнееврейский язык, изучение коего в духовных академиях всегда было обязательным. Стало быть, проверить столь тяжкое обвинение по первоисточникам как будто было нетрудно. Однако рассказывали о судебных процессах, кончавшихся осуждением на каторгу подсудимых евреев лишь на основании необоснованных свидетельских показаний кликуш, неуравновешенных людей. Либеральная печать того времени, как "Голос", "Вестник Европы" и другие, была, конечно, против подобных иезуитских обвинений, ни на чем не основанных, а черносотенные газеты, не приводя документальных данных, сеяли в народе такую мысль: а кто его знает, ведь не бывает дыма без огня, а глас народа - глас Божий. В то время вышла брошюра ксендза Лютостанского, еврея по происхождению, пытавшегося доказать на основании каких-то ссылок на текст Священного Писания, что евреи обязательно примешивают в тесто мацы кровь христианских младенцев. Столь веское выступление бывшего еврея, основанное не только на личном убеждении, но и на тексте законов веры, произвело сильное впечатление. Евреи всполошились. При проверке доводы Лютостанского не только не подтвердились, а оказались невежественными искажениями, что имел смелость доказать в своей брошюре православный протоиерей Протопопов , известный в то время знаток древнееврейского языка. Тогда выступил Цедербаум, предложивший Лютостанскому публичный диспут в Петербурге в Академии наук с участием православного и католического духовенства. Лютостанский не откликнулся на вызов Цедербаума. Ему послали деньги на проезд до Петербурга, заявив, что его будут ожидать год, в продолжение которого он мог бы доказать публично на диспуте, в присутствии православного и католического духовенства, правдивость своих доводов об употреблении евреями, его бывшими единоверцами, христианской крови для ритуальных целей. Лютостанский и на этот вызов не откликнулся. Тогда он был объявлен евреями в печати провокатором . Дело это приняло громкую огласку. По распоряжению Рима Лютостанского лишили сана. Окончил он свою бесславную жизнь в каком-то монастыре. Отец много рассказывал об этом, передавая выступления в печати ученых разных национальностей. Осуждая гнусный поступок Лютостанского, он очень страдал за свой народ. Мы, дети, и я в том числе, не могли не воспринять отцовских чувств. Через несколько лет печальному примеру Лютостанского последовал некий Брафман, также крещеный еврей. Брафман выступил в черносотенной печати с рядом статей и заметок против евреев. Брафман уверял, что евреи по своим религиозным убеждениям действительно употребляют в пищу кровь христианских младенцев и, кроме того, занимаясь торговлей, подрядами и т.п., эксплуатируют "святой" русский народ, "сосут его кровь". Выступление Брафмана прошло, насколько припоминаю, менее шумно, но все же причинило евреям, как говорил отец, много горя и страданий. Теперь, при ином государственном у нас строе, когда подобные обвинения уже не могут иметь места, я обязан на склоне лет, так сказать, на краю могилы, убежденно заявить, что ложные, гнусные обвинения евреев в убийстве христианских детей для ритуальных целей не имеют никакой почвы и являются нелепыми, рассчитанными на невежество масс выдумками. Что же касается обвинения Брафманом евреев в эксплуатации коренного русского населения, то не могу не отметить, как его поучения отразились прежде всего на его семье, например на его сыновьях, инженерах путей сообщения. Я с ними встретился уже будучи взрослым. До этого я о них лишь слышал. В начале 1890-х годов, когда я был начальником станции Золотухино, началась на южном участке Московско-Курской дороги постройка второго пути. К работам приступили на наиболее затрудненных по профилю перегонах, и в первую очередь на перегоне Золотухино-Карасевка. В новых бараках поселились рабочие. Главным подрядчиком по производству земляных работ оказался инженер Брафман. Он сам не работал, а сдавал небольшие участки мелким подрядчикам, наживая денежки без малейших хлопот. Что это - благотворительность, народолюбие или что-то иное? Но вернусь к истории нашей семьи. В доме моего отца была постоянная толчея. Приходили нередко ксендзы из католического монастыря, для которых отец хлопотал о земле, будто ошибочно конфискованной после польского восстания 1863 года; приходили евреи по случаю горя и радости, для того или иного совета. Отец для каждого находил ласку, доброе слово - все его ценили. Припоминаю такой случай. См. Про раввиов Ссылки:
|