Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Последний взлет дирижаблестроения в СССР

Используя благоприятный момент, в свете достижений немцев а также метод "внешней добровольности" (впоследствии он был многократно применен при ежегодной подписке на государственные займы, при "единогласном" голосовании за кандидатов "нерушимого блока коммунистов и беспартийных" и т. п.), в прессе выступил ЦС Союза Осоавиахима . Время для этого было выбрано очень удачно, в преддверии дня рождения вождя революции. 14 апреля 1931 г. ЦС принял обращение "Ко всем рабочим, колхозникам и трудящимся СССР, ко всем организациям и членам Осоавиахима". В нем говорилось, что рабочие московских заводов "Серп и молот", "Каучук", "Динамо", "Ильича" "...бросили лозунг построить эскадру дирижаблей имени Ленина ". Основываясь на этой инициативе, ЦС "...принял решение о создании эскадры имени Ленина в составе дирижаблей: "Ленин", "Сталин", "Старый большевик", "Правда", "Клим Ворошилов", "Осоавиахим" и "Колхозник"..." Далее в обращении предлагалось развертывать соцсоревнование по сбору средств на эскадру среди всех слоев населения. В том числе и между "...заводами, колхозами, селами и деревнями.. " Сбор средств шел под лозунгом претворения в жизнь "исторических слов Ленина: "У нас будут свои дирижабли!"

Интересны обстоятельства, при которых В.И. Ленин вспомнил о дирижаблях. По рассказу старого большевика Ф.И. Ильина , эти события развертывались следующим образом. Шла первая мировая война. Лидеры большевиков, находясь в эмиграции в нейтральной Швейцарии, были озабочены задачей быстрейшего развала фронта русской армии. На одном из совещаний Ленин выступил с предложением начать по всему фронту массовое распространение листовок, призывающих солдат повернуть оружие против своего правительства. Один из его соратников заметил, что громадная протяженность фронта делает эту задачу практически невыполнимой и что ее можно было бы решить, имей большевики в своем распоряжении такую технику, как немецкие цеппелины. Ленин согласился с этим, снял свое предложение и сказал: "Подождем, пока у нас будут свои дирижабли". К 1932 г. было собрано на эскадру 25 млн. рублей. Деньги и все функции, принадлежавшие ранее АГОС, были переданы "Дирижаблестрою", ставшему во главе воздухоплавательной программы страны. Руководство "Дирижаблестроя" понимало, что КБ А.Н. Туполева накопило значительный опыт в дирижаблестроении, и использовало его. Особым приказом от 31 мая 1933 г. был утвержден ряд действительных членов НТС "Дирижаблестроя" . Среди них мы находим А. Н. Туполева , И. И. Погосского , Г. А, Озерова . Двое из них являлись председателями секций: А. Н. Туполев - расчетноконструкторской, Г. А. Озеров - научно-исследовательской. "Дирижаблестрой" и ЦС Осоавиахима организовали в 1933 г. проведение первой Всесоюзной конференции по аэродинамике дирижаблей. Она проходила в помещении КОСОС ЦАГИ при участии ученых и инженеров АГОС, Ее работы заложили научный фундамент для строительства предполагавшейся эскадры им. Ленина.

См. Пурмаль Павел Мартынович

Ссылки:

  • ПРЕДИСТОРИЯ: ИСПОЛИНЫ ВОЗДУШНОГО ОКЕАНА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»