Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Устрялов Николай Васильевич


См. в Википедии Устрялов, Николай Васильевич

Источник - Википедия

Николай Устрялов
правовед, философ, политический деятель
Дата рождения: 25 ноября 1890
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 14 сентября 1937 (46 лет)
Место смерти: Москва, СССР

Николай Васильевич Устрялов (25 ноября 1890, Санкт-Петербург — 14 сентября 1937, Москва) — русский правовед, философ, политический деятель; называется основоположником русского национал-большевизма, идеологом «сменовеховства».

Николай Васильевич Устрялов происходил из семьи, имевшей крестьянские и купеческие корни. Его прадед по отцовской линии, Герасим Трифонович Устрялов (1766—1830), был крепостным управляющим в имении князя И. Б. Куракина в Орловской губернии. Дворянство для своего потомства смог получить дед Николая Васильевича — Иван Герасимович Устрялов (1818—1861), который дослужился до чина статского советника и должности начальника отделения канцелярии Военного министерства. И. Г. Устрялов был женат на Елизавете Митрофановне Кожевниковой (1825—1888), представительнице старинного калужского купеческого рода. Родной брат Ивана Герасимовича — Николай Герасимович Устрялов, — был выдающимся историком николаевского времени, придворным историографом Николая I.
Отец Николая Васильевича, Василий Иванович Устрялов (1859—1912) закончил медицинский факультет Киевского университета и был практикующим врачом в Петербурге и Калуге. Мать, Юлия Петровна, урождённая Ерохина (1862—1939) происходила из калужской купеческой семьи. 
    Николай Васильевич родился в Санкт-Петербурге. В 1900 году семья переехала в Калугу, где Николай окончил Николаевскую классическую мужскую гимназию. В 1908 году Николай Устрялов поступил на юридический факультет Московского университета. Во время преподавания в Московском университете Николай Васильевич был членом Конституционно-демократической партии.
Во время Гражданской войны Устрялов был на стороне белых, но позже пришел к выводу, что большевики были единственной силой, способной восстановить могущество России, и стал поддерживать Советский Союз, который, по его мнению, как редиска, был красным лишь снаружи, но оставался белым внутри. Особенно поразило Устрялова то, как большевики подчинили малые народности, полагая это по сути имперской политикой. Как диссидент-радикал, Устрялов был насильно выслан из страны и провел некоторое время в Китае и Франции. Тем не менее он продолжал поддерживать русскую революцию, СССР и в особенности Сталина и его стиль правления. Эту особенность Устрялова отметил израильский советолог Михаил Агурский в своей работе «Идеология национал-большевизма». Среди прочих попутчиков революции наибольшее значение он отводит харбинскому учёному, предвидевшему неизбежность преображения коммунизма и интернационализма в настоящую национальную власть с подлинным вождём государства во главе.
В ссылке Устрялов основал журнал «Окно», а вместе с другими диссидентами в 1921 году опубликовал ряд статей под названием «Смена вех», в которых развивал свои националистические идеи. Изначально его последователи называли себя сменовеховцами, но позже взяли себе название национал-большевики, заимствуя термин у Эрнста Никиша. Сам Николай Васильевич Устрялов термин "сменовеховизм" (в его время использовалось понятие "сменовехизм") не любил:
«Сменовехизм... Я не люблю этого термина и неповинен в нём. Он был выдвинут моими европейскими друзьями и вскоре прочно привился и в эмиграции, и в России. Теперь он стал этикеткой, которую бесполезно пытаться сорвать или подправить. Бог с ней, - пусть остаётся!..».
Устрялову часто приписывается титул основоположника Русского Национал-Большевизма как полноценной идеологии, однако из личной переписки Николая Васильевича с П.П. Сувчинским от 31 октября 1926 года следует, что сам Устрялов оценивал то, что он называл "национал-большевизмом" больше как политическую тактику, актуальную его времени:
«Да, национал-большевизм, несомненно, соприкасается с евразийством. Но разница между нами в том, что судьба сделала из меня более политического публициста, чем философа национальной культуры. Вы, евразийцы, далеки от непосредственных и текучих злоб дня. Вы куёте большую идеологию, раположившись в стороне от политических битв, базаров и суетни. Вы - в эмиграции и ориентируетесь в лучшем случае на завтрашний день. И по-своему Вы правы и делаете нужное дело. Мне пришлось проделать иной путь. С первых же дней революции, попав в самую гущу практической политики, я заботился, естественно, прежде всего о средствах политической борьбы и непосредственно политического воздействия. "Большая идеология" оставалась позади, вдохновляя и направляя, но не выступая обнажённо и обоснованно, проявляясь полунамёками, эпизодически, присутствуя молчаливо.»
В 1926—1935 гг. работал в качестве советника на КВЖД.
Устрялов был маститым учёным, обладавшим энциклопедическими познаниями, он буквально поражал студентов качеством своих занятий.
Н. В. Устрялов, будучи в эмиграции, преподавал международное право на юридическом факультете в Харбине в первые годы его существования.
Живя в Харбине Н. В. Устрялов вёл активную общественно-политическую деятельность, писал в журналы, газеты, сборники. Выпустил книгу «В борьбе за Россию». Он был одним из зачинателей «сменовеховенского направления».
Общественно-политическая деятельность Н. В. Устрялова не была незамеченной в Москве. Его характеристика прозвучала на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году в докладе И. В. Сталина: «Он служит у нас на транспорте,-сообщал лидер СССР.-Говорят, что он хорошо служит…ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении партии, мечтать у нас не запрещено».
Помимо преподавательской и политической деятельности Н. В. Устрялов работал в советских учреждениях КВЖД: в 1925—1928 годах начальником учебного отдела, в 1928—1934 годах-директором библиотеки. В 1932 году под его редакцией вышел «Библиографический сборник, т.2. Обзор литературы по китаеведению . Харбин 1932».
1 июля 1934 года, Н. В. Устрялов оставил юридический факультет, а в 1935 году после продажи СССР КВЖД Японии вернулся в СССР, предварительно переправив свой архив в США. В 1935—1937 годах работал профессором экономической географии в Московском институте инженеров транспорта и некоторое время — в Московском университете.

Конец
Однако его «былые заслуги» не были забыты.
6 июня 1937 года он был арестован, 14 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР обвинён в «шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации» и в тот же день расстрелян.
20 сентября 1989 года Н. В. Устрялов был реабилитирован.

Связь с современностью

Именно к Устрялову давали историческую отсылку Эдуард Лимонов и Александр Дугин, создававшие в начале 1990-х годов Национал-большевистскую партию НБП.
Муссолини говорил своим последователям в 1924 году: «Мы имели счастье пережить два великих исторических опыта: русский и итальянский. Старайтесь же изучать, нельзя ли извлечь синтез из них. Нельзя ли не остановиться на этих противоположных позициях, а выяснить, не могут ли эти опыты стать плодотворными, жизненными, и дать новый синтез политической жизни?»
   Трудно отказать в разумности этому замечанию, так выигрышно отличающему итальянского диктатора от Гитлера с его истинно «ефрейторской» философией русской революции. И все же приходится усомниться в действенности рецепта Муссолини, если понять его слова как рецепт. К сожалению, историческая диалектика осуществляет большие синтезы не методом сознательных сопоставлений и примиряющих сочетаний идей-сил, а путем их состязаний на жизнь и смерть. Только тогда и только так возникают плодотворные органические синтезы, а не худосочные и убогие механические компромиссы. Очевидно, только в этом «диалектическом» смысле и может идти речь о грядущем «синтезе» большевизма и фашизма…
И всё же было бы ошибкой отрицать, что корпоративное государство Муссолини представляет собою поучительный опыт, диктуемый сложившейся исторической обстановкой. В нём слышится и стихийный натиск масс, сочетаемый с маневрами капиталистов, и подлинный взлёт национального чувства, и живая работа современной социальной мысли, ищущей таких путей перехода к новому порядку, которые избавили бы европейские народы от взрыва коммунистической революции: в Европе, — утверждают просвещенные европейцы, — этот взрыв был бы неизмеримо более потрясающ и разрушителен, нежели в крестьянской и «бестрадиционной» России. Отсюда неутомимые усилия создать в государстве атмосферу «порядка и доверия», поднять авторитет власти, привить буржуазии догмат «функциональной собственности» и всему народу — идею социального служения, организовать в наличном обществе сверх-классовый национальный арбитраж.

   Труды

Н. В. Устрялов Германский национал-социализм
Труды Н. В. Устрялова в электронной библиотеке TheLIB.Ru
Устрялов Н. В. в Дальневосточной электронной библиотеке

Ссылки:
1. "Сменовеховцы" и газета "Накануне"
2. От ленинизма к национал-большевизму

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»