Рахманинов, Сергей Васильевич (20 марта [1 апреля] 1873, Семёново,
Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский
композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве
принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции
западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший
впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время
местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода;
исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда
Новгородской губернии (Россия).
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из
дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода
Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия,
прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ―
дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.
Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом,
учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове,
Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его
сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в
четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но
музицировал исключительно любительски.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые
уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница
музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов
поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В.
В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как
Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика
было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий
курс младшего отделения
Московской консерватории к профессору
Н. С. Звереву.
Несколько лет провёл Рахманинов в известном московском частном пансионе
музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также
Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты
(Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич
Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет
Рахманинов был представлен
Петру Ильичу Чайковскому, который
позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской
консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под
руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься
композицией.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И.
Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени
появилась его первая опера —«Алеко» (дипломная работа) по произведению А.
С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для
фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним
из наиболее известных произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в
московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром
Московской русской частной оперы Саввы
Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать
значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр.
Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной
премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась
полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным
образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского,
определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра
во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной
болезни Рахманинова. В течение 1897—1901 годов он не мог сочинять, и лишь с
помощью опытного психиатра, доктора Николая Даля смог выйти из
кризиса.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого
ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в
следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять
место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в
путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в
Дрездене, чтобы полностью посвятить себя
композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по
Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был
написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь
в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал
молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл
большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался
неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в
Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой
Натальей Александровной (урождённой
Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул; приходилась
ему двоюродной сестрой по отцу) и дочерьми Ириной и Татьяной покинул
Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в
Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой
Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в
одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность
расплатиться с долгами.
В эмиграции не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким
образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые
произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за
рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые
принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
С 1930 по 1940 год жил в Швейцарии, в
коммуне Веггис, в деревне Хертенштейн под Люцерном, где построил дом-виллу
«Сенар» с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Выступал с
концертами на люцернском фестивале.
Местом постоянного жительства избрал США,
много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из
величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году
закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его
создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны
Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых
направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов
передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная
помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную
победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии
боевой самолёт.
Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету.
Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание его внук
Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой
привычкой.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома).
Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую
лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское
посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. По воспоминаниям
внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою
Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США,
не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище
Кенсико.
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый
русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как
объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в
исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова
выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил
творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской
композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её
судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в
творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.
Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер
Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим
звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в
творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.).
Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется
историческим положением творчества Рахманинова — современника русской
революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как
«катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия
и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду
русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным
творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого
ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова
насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным
из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив
символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света»,
«возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко
верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие
русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная,
1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и
символику.
В технике музыкальной композиции Рахманинов никак не отреагировал на
«модные» новации XX в. (такие как додекафония, ультрахроматизм, алеаторика,
полистилистика и т.д.). При этом в рамках стиля, который в целом
определяется как «неоромантический», Рахманинову удалось выработать
специфический, легко узнаваемый на слух музыкальный язык. Для расширенной
тональности Рахманинова, например, характерны так называемая рахманиновская
субдоминанта (иначе «рахманиновская гармония») и модализмы (дорийский лад,
цыганская гамма и др.), в ритмике — мультиоли в сочетании с регулярными
группировками длительностей (полиритмия). Узнаваема и его специфическая
фортепианная фактура.
Эволюция творческого стиля Творчество Рахманинова принято условно делить на
три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два
периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел
значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И.
Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926)
кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль
Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции
(«преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не
принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX
в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции
мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и
авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и
своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая
подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется
параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в
своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае
— венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись
чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма,
усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние
пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти
Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого
творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов»,
древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки.
Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики
— словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского —
Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой
Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что
и послужило одной из причин её провала на премьере.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля,
основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности
и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в
знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор.
23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова
усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма
и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки:
импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических
приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная
поэма«Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в
переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми
хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние
на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения
характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и
творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды
человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая
символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала
влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным
своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых
различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской
музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной»
эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности
авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён
философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире,
утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной
символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко
воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова
«Мастер и Маргарита», законченным в это же время.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов
синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические
и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем—
Русским национальным стилем
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был
одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов
обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом
древнерусского знаменного распева.
Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку XX века
на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи
фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико:
Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных
стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы,
отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность
исполнения; 2) внимание кинтонационному богатству музыки; 3) «пение на
фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и
вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой
музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Семья
Женой была Наталья Сатина. У Рахманинова были две дочери, Татьяна и Ирина.
У Ирины была единственная дочь София, живёт в Коста-Рике. Дочь Татьяна
вышла замуж за юриста Б. Ю. Конюса, её сын Александр принял фамилию
Рахманинов. Будучи по профессии юристом в сфере авторского права, он
руководил Фондом С. В. Рахманинова. У Александра осталось двое дочерей —
Марина и Эммануэль.
Имение «Сенар»
После смерти в начале ноября 2012 года Александра Рахманинова (1933—2012),
внука и единственного наследника композитора, родственники планировали
выставить имение «Сенар» в Швейцарии на аукцион с последующей распродажей
по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия С. В.
Рахманинова. В этих обстоятельствах российский пианист
Денис Мацуев поднял перед президентом РФ
Владимиром Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства
мемориала композитора, проведения там музыкальных мастер-классов,
фестивалей и конкурсов. Цена вопроса, по экспертным оценкам, составляет
примерно 630—650 млн рублей. Президент Путин согласился предпринять усилия
для реализации этой идеи.
Рахманиновские общества
Международное Рахманиновское общество в г. Дармштадт, Германия
Санкт-Петербургское Рахманиновское общество
Рахманиновское Общество в Москве
Лондонское международное Рахманиновское общество
Международное Рахманиновское общество г.Майами, Сан-Хосе
Произведения
В скобках — дата окончания произведения.
ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)
ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
ор. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1892)
op. 4 — Романсы (1892)
ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1893)
ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)
ор. 8 — Романсы (1894)
ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано
(1893)
ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)
ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)
ор. 13 — Симфония № 1 (1895)
ор. 14 — Романсы (1897)
ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)
ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1901)
ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)
ор. 21 — Романсы (1902)
ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902)
ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903)
ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903)
ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)
ор. 26 — Романсы (1907)
ор. 27 — Симфония № 2 (1907)
ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907)
ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908)
ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)
ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911)
ор. 34 — Романсы (1911)
ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)
ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)
ор. 37 — Всенощное бдение (1915)
ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
ор. 39 — Этюды-картины (1917)
ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)
ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)
ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)
ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
ор. 44 — Симфония № 3 (1937)
ор. 45 — Симфонические танцы (1941)
Произведения без опуса:
Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891)
Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого)
(1891)
Опера «Алеко» (1892)
2 струнных квартета (1889, 1896)
Хор «Пантелей-целитель» (1899)
Хор «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893)
Фуга d-moll (1891)
Сюита для оркестра d-moll (1891)
Фортепианные пьесы и транскрипции, среди которых:
Бизе-Рахманинов, Менуэт из «Арлезианки»
Крейслер-Рахманинов, «Муки любви»
Крейслер-Рахманинов, «Радость любви»
Шуберт-Рахманинов, «Куда»
Римский-Корсаков-Рахманинов, «Полёт шмеля»
Гимн Америки
Записи сочинений Рахманинова
Среди дирижёров, осуществивших записи полного комплекта симфоний
Рахманинова, — Владимир Ашкенази, Лорин Маазель, Юджин Орманди, Михаил
Плетнёв, Андре Превин,Евгений Светланов, Марис Янсонс.
Интересные факты
Мелодия песни «I Think of You» (Jack Elliott, Don Marcotte), вошедшую в
альбом 1957 года «Where Are You?» американского певца Фрэнка Синатры,
основана на лирической теме (E flat major) из Концерта для фортепиано с
оркестром № 2 До минор, Op. 18, I. Moderato Сергея Рахманинова.
Мелодия популярной песни «All by Myself», появившейся в 1975 году и
наиболее известной в исполнении Селин Дион,
была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком
Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова.
Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в
общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального
выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические
вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как
официального автора музыки к песне.
Фронтмен группы Muse Мэттью Беллами указывает на большое влияние творений
Сергея Рахманинова на его музыкальный стиль, являющийся сплавом
классической музыки и британского рока. Так, композиции «Space Dementia»,
«Megalomania», «Ruled by Secrecy» содержат неточные цитаты из первой части
Концерта для Фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова, а «Butterflies and
Hurricanes» — из каденции третьей части. В своих живых выступлениях Беллами
часто прибегает к длинным фортепианным соло.
Музыкальный материал коды первой части Второго фортепианного концерта
до-минор дословно процитирован как кода в композиции «The Fallen Priest»
альбома «Barcelona» Freddie Mercury и Montserrat Caballe. Мелодия, её
гармонизация, фактурная разработка, а также тональность (c-moll) абсолютно
идентичны