Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Как Тимофеева-Ресовского НКВД посадило

А меня посадили наши. Я был советской военной администрацией поставлен сперва директором всего института буховского... А потом, с одной стороны, приглашали к Орбели , с другой - Завенягин и Курчатов хотели в атомную систему меня забрать с моими старшими немецкими сотрудниками: физиком Циммером , радиохимиком Борном , радиобиологом Качем . Завенягин для меня готовил объект на Урале.

А какое-то другое управление НКВД меня посадило. Ну, в конце концов и Циммер, и Борн, и Кач оказались на уральском объекте, но они были привезены в Москву и полтора года в Электростали ждали, пока меня найдут и вылечат от пеллагры. Это все НКВД, но главки разные. Атомная промышленность - 9-е управление НКВД, а потом МВД . А сажало, я уж не помню, наверное, 1-е, 2-е, 3-е или еще какое. Там посажено было много, немудрено, что я был утерян. Один мой приятель - ему очень повезло - попал в бухгалтерию центральную на Карабасе. Карабас - это железнодорожная станция перед Карагандой, пересылка Карлага. Он рассказывал, что за 1946 год, за один год, в один Карлаг было 989 тысяч новых поступлений, круглым счетом один миллион. В один только Карлаг. А Карлаг был не самый крупный. Один из крупных, но таких, как Карлаг, было много. Всего с середины 30-х годов пересидело в лагерях более 40 миллионов людей у нас. Ведь с кировского дела почти половина Ленинграда пересидела. В Ленинграде нет семьи, часть которой не отсидела бы. Вообще масштабы как-то у нас не представляли. И немудрено, потому что гласности никакой не было, а страх был огромный.

Значит, в 45-м... и почти на два года. Я летом 47-го года прибыл на Урал. Тогда на лестницу еле мог влезть, потому что ногу на ступеньку следующую поставишь, а подъемной силы нет. ...

Елене Александровне я уже потом написал. Она после моего отъезда одно время там, в Бухе , директорствовала. А потом Бух был передан в немецкую Академию наук, и она стала старшей научной сотрудницей немецкой Академии и доценткой университета. Вела там дрозофильную практику. А потом, уже с объекта, я ей написал. Так что она не знала всей этой истории. Ну, догадывалась, конечно, через некоторое время. Ей там втемяшивали, что я процветаю в Советском Союзе. Даже когда она уже ехала сюда, она позабыла шубу и по пути на аэродром позвонила, а ее сопровождающий, майор или полковник, говорит: "Что вы беспокоитесь - вам муж две шубы подарит". А я еще зэком был на военном объекте в это время. ОСО -то дал мне десять лет. Все это сняли только после смерти Сталина. Нет, сперва мне давали черт знает сколько дней за день, так что я формально отсидел там за три года или за два года десять лет, юридически отсидел. Я помню, в конце 53 года, после смерти Сталина, когда пришло мне снятие судимости, вызвали меня в Касли .

Там какой-то генерал-лейтенант МВД сидел в кабинете первого секретаря Каслинского района, один. Я вхожу, он встает, из-за стола выходит, жмет мне руку, говорит:

- "Поздравляю!" Вручает мне эту бумагу с большой печатью: "Президиум Верховного Совета..." и всякая такая штука и говорит:

- "Николай Владимирович, будем считать все бывшее небывшим". Я жму ему руку и говорю:

- "Включая пеллагру, ваше превосходительство".

Ссылки:

  • НЕСКУЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА (ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ Н.В.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»