Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным —
Емельянович) Петровский-Ситнянович (Ситниянович); Полоцкий — топонимическое
прозвище; 12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая —
25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — деятель восточнославянской
культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик,
монах-базилианин, московский придворный астролог. Был наставником детей
русского царя
Алексея Михайловича от
Марии Милославской: Алексея, Софьи
и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель
Сильвестра Медведева.
Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан
Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних
представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и
Ломоносова.
По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры
протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский
начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах
житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе
<…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких
поручений».
Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое
княжество Литовское в составе Речи Посполитой. В семье у Самуила-Симеона
было три брата и
сестры.
Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был
учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым
остался близок на всю жизнь.
Возможно, во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой
половине 1650-х годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден
святого Василия Великого. Сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj
Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).
Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное
монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При
посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем, Симеону удалось
лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.
В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там
архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь
поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом
обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.
А. С. Пушкин сообщает о том, что Симеон Полоцкий занимался астрологией при
царском дворе, был придворным астрологом: «Иеромонах Симеон Полоцкий и
иеромонах же Димитрий (впоследствии св. ростовский митрополит) занимались
при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и
предсказаниями. Первый из них прорек за девять месяцев до рождения Петра
славные его деяния и письменно утвердил, что „по явившейся близ Марса
пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в
утробе царицы Наталии Кириловны сын его (царя) назовется Петром, что
наследует престол его и будет таким героем, что в славе с ним никто из
современников сравниться не может“ и проч. (А. С. Пушкин „История Петра
I“)»
В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном
сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и
проведении Московского собора по низложению
патриарха Никона и был переводчиком при
Паисии Лигариде.
По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в
ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости
«взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском
государстве.
В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея
Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил
отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий
составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено
«соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты
Паисия Лигарида.
По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и
Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора
под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада
православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во
вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение
жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих»". Книга
является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды
ссылались на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было
опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения
христиан.
Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней
католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10
возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») — вопрос о времени
пресуществлении св. Даров). Старообрядцы изначально резко отрицательно
отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления». Наличие
латинских богословских мнений было впоследствии отмечено и одним из
противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.
Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были
сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону
молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам
приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила
узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых
государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во
многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию
учителя.
С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей,
для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный»
(сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»),
«Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и
ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал
всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и
заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ,
причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на
церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных
Иеронима и Августина).
Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство
первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию»)
Славяно-греко-латинской академии,
представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром
Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и
преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и
образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с
ересями, причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение.
С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя
Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная
церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не
училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители
с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для
преступника.»
В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был
поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году)осуждённого как
«хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в
«разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием
Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии
последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер;
общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после
смерти Симеона.
Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях
возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда
господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого
(числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения
гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели.
Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без
благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого
изданы уже после его смерти, в 1681—1683 годах, в двух сборниках: «Обед
душевный» и «Вечеря душевная».
Поэзия
Симеон Полоцкий — один из первых белорусских и русских поэтов, автор
силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме
стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная»
(издано в 1680 году), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших
сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского
семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм,
вошедших в «Вертоград Многоцветный». По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград
многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним
из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий
написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра:
«Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не
сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом
пользовалась последняя.
Современные издания
Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков — Л., 1935. — С. 89—119.
Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и комм. И. П. Еремина.
— М., Л., 1953.
Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и
примеч А. М. Панченко. — Ленинград : Советский писатель, 1970. — С.
164—173.
Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и
комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонарёвой. — Минск : Мастацкая літаратура,
1990. — 447 с. ISBN 5-340-00115-6
Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста,
статья и комм. И. П. Еремина. — Санкт-Петербург : Наука, 2004. — 280 с.
ISBN 5-02-026993-X
Жезл правления. — Факсимильное издание, выпущенное по заказу ОАО
«Белгазпромбанк» / Симеон Полоцкий; автор исследования А. Суша; адаптация
церковнославянского текста, перевод на русский и белорусский языки,
составление словарей А. Брезгунова. — Мн.: Издательство Национальной
библиотеки Беларуси, 2013. — В 2-х кн.
Электронные публикации
Симеон Полоцкий «Жезл правления»
Симеон Полоцкий «Обед душевный»
Симеон Полоцкий «Месяцеслов»
Симеон Полоцкий «Во славу господа Бога в троице лиц в единстве естества
славимаго Псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным
равномерно слоги и согласно конечно по различным стихов родом
преложенная…»