|
|||
|
Эвакуация Северного завода
Источник: Чалмаев В.: Малышев, 1981 Эвакуация Северного и других заводов - это грандиозное перемещение тысяч рабочих, инженеров, оборудования для моторного, пушечного, танкового производства. Уже в июле по приказу Малышева выехали в Свердловск двигателисты . Следующие группы выезжали уже в последние дни. Основная группа эвакуировалась во главе с директором завода И. М. Зальцманом и парторгом ЦК на заводе М. Д. Козиным , с конструкторским бюро. Но оборудование этих заводов, вывозимое затем по льду, месяцами ожидавшее эвакуации, доходило до Урала с большим трудом. И вплоть до середины 1942 года Малышев будет не раз обращаться к оставшимся товарищам с одной просьбой - кое-что довывезти... ...Эшелоны двигались медленно, планы Малышева срывались. Внезапно приходила весть -"в Орле немцы!", и эшелоны с Украины уже не шли на север, их поворачивали на восток, пускали через перегруженный Сталинград. Вагонов, платформ не хватало - и нередко, как это было при эвакуации Ворошыловградского паровозостроительного завода , использовали тендеры: выбрасывали "начинку" из них, выпиливали "окошки" в сплошных черных металлических стенах... И в этих странных вагонах под палящим августовским солнцем и автоколоннами, как московские автозаводцы, выезжали на восток тысячи людей. Все двигались за хребет, за Урал. Академик В. Л. Комаров , президент АН СССР , обосновавшийся в Свердловске , сказал в эти дни об Урале: "Этот меридиональный хребет, тянущийся параллельно фронту и удаленный от него на тысячу, две тысячи километров, образует как бы общую линию экономических укреплений, линию богатейших месторождений, мощных рудников, заводов и электростанций..." Но производство танков, замиравшее на Юге и на Западе - в октябре, когда ожесточение боев за Москву достигло предела! - не сразу возрождалось на уральской линии экономических укреплений. Малышев предпринимал решительные усилия, чтобы поддержать напряжение в прерванной сети кооперирования, в сети снабжения еще работающих или уже заработавших заводов. Даже его личный пилот майор И. С. Соколов становился... снабженцем. "Иногда приходилось, используя свободные 6-7 часов, пока Вячеслав Александрович работает на заводах, - вспоминает Иван Сергеевич , - спешно выбрасывать все из салона "Дугласа", нагружать его электрооборудованием, мелкими, но важными деталями и лететь в Горький, Свердловск, Саратов. Возвраращался, уходил на фронт десяток-другой танков, а Малышев, не обращая внимания ни на что, шел в салон, где еще стоял запах трансформаторного масла, резины..." В это время рождались подлинные виртуозы особого, "чрезвычайного", снабжения. Идет такой посланец танкового завода на любое мирное предприятие, встречает любой эшелон, еще не разобранный... Он не спрашивает, где, как добыть подшипники. Он помнит одно: танки должны пойти через семь дней, накануне нужно привезти подшипники. И он углубляется в хозяйство любого эвакуированного завода. Ему говорят, что "нет у нас подшипников", - он не верит на слово, лично просматривает склад, каждый засыпанный снегом ящик. Упреки, угрозы не действуют на него: без подшипников ему делать на заводе нечего, стоят громадины KB, не способные даже поворачивать башню. Он "расчиняет" беспризорные вагоны, идет в степь, где сброшены какие-то ящики. И под грудами запорошенных снегом станков, в мороз 30-35 градусов он находит то, что нужно ему. Ссылки:
|