Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЦК - резко увеличить выпуск танков, Малышев-нарком танкопрома

Малышев ненадолго задумался, подошел к карте, висевшей на стене кабинета: - Готовьте проект постановления правительства... Но это предложение, закрепленное затем в постановлении ГКО N 1, многие другие решения, предложения - был момент, когда этот план о ста танках в день связывался и с московской и подмосковной группой заводов, - лишь частица, эпизод в потоке дел наркома, его заместителей, всего аппарата.

Между 22 июня и 3 июля, когда Малышев слушал речь И. В. Сталина 3 июля, излагавшую основные положения Директивы ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, произошли события, еще более серьезные, родились решения, имевшие поистине величайшее значение для судеб танковой промышленности, для обороны страны и создания - уже к весне 1942 года и до конца войны - полного преимущества советских танковых войск.

Освещая развитие этих событий, авторы "Истории Коммунистической партии Советского Союза" говорят об одном заседании, показывающем, как уже с первых дней руководил героической борьбой советского народа Центральный Комитет Коммунистической партии: "На заседании Политбюро ЦК партии 24 июня группа работников танкостроительной промышленности во главе с членом ЦК, наркомом среднего машиностроения В. А. Малышевым доложила о нуждах танкового производства. На следующий день, 25 июня, Политбюро приняло решение об увеличении выпуска тяжелых и средних танков. В соответствии с этим вынесены два совместных постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР: "О производстве брони и танков КВ" и "Об увеличении выпуска танков KB , Т-34 и Т-60 , артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 года".

Глубочайший смысл этих решений, раскрывавшийся не сразу - в ночь с 25 на 26 июня Малышев с группой директоров, специалистов, конструкторов, с заместителем наркома государственного строительства П. А. Юдиным , своим однокурсником по МВТУ, вылетел в Горький и на Урал, - состоял в одном:

у нас еще нет массового производства танков , у нас должна быть мощная комплексная танкостроительная промышленность. Что для этого нужно?

Переключение на новый профиль гигантов советского машиностроения, перераспределение в пользу танкового производства ресурсов металла, оборудования, топлива, рабочей силы. В руки Малышева попадало и судостроение, и станкостроительная промышленность. Без промедления были решены и другие организационные вопросы.

Удовлетворяет ли этим задачам организационная структура, при которой броню для танков дают заводы, принадлежащие Наркомату судостроения, тяжелые танки создает Наркомтяжмаш, средние и легкие - Средмаш, моторы для танков - тоже по крайней мере два наркомата, а станки - Наркомстанкопром? Нет, на данном этапе уже не удовлетворяет. И хотя уже с 24 июня фактически все вопросы танкового производства сосредоточивались в руках Малышева, было решено вскоре - это произошло 11 сентября 1941 года - создать Народный комиссариат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым. Наркомы судостроения и нарком станкостроения , А. А. Горегляд , директора Северного и Западного заводов М. Н. Попов и И. М. Зальцман , создатель KB Ж. Я. Котин , позднее А. М. Петросьянц стали заместителями Малышева.

Ссылки:
1. РОЖДЕНИЕ ТАНКПРОМА (НАРКОМАТА ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»