Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Танки ИС-1, ИС-2

Разработка нового тяжелого танка для замены KB стала по существу первым правительственным заданием опытного завода в Танкограде . Тактико-технические требования на новую машину поступили из Главного бронетанкового управления Красной Армии. Их подготовила группа специалистов под руководством генерал-майора технических войск Б. М. Коробкова и генерал-майора танковых войск С. А. Афонина .

В разработке проектного задания принял участие заместитель начальника Главного артиллерийского бронетанкового управления генерал-майор И. А. Лебедев . Под руководством Ж. Я. Котина и главного конструктора опытного завода А. С. Ермолаева над опытным танком ИС трудилась группа конструкторов: Е. П. Дедов , К. Н. Ильин , Б. А. Красников , М. И. Креславский , Г. Н. Москвин , Г. Н. Рыбин , Н. М. Синев , В. И. Таротько и многие другие специалисты.

Как уже не раз практиковалось в коллективе, с самого начала проектирования разрабатывалось несколько вариантов танка, отличавшихся друг от друга в основном вооружением. Первоначально, за неимением более мощного орудия, проектировался 38-тонный танк с 76-мм пушкой и боекомплектом 80 выстрелов. Этой опытной машине была присвоена марка ИС-1 . Одновременно проектировался и тут же строился второй опытный образец, получивший марку ИС-2 и вооруженный 122-мм короткоствольной пушкой-гаубицей . Для первых вариантов танка ИС использовались пяти-катковые шасси, сконструированные по типу КВ-13 . Оба варианта тяжелого танка имели 120-мм броню в лобовой части корпуса, на башнях стояла 100-мм броня, а на бортах - толщиной до 90 мм. Корма прикрывалась 60-мм броневым листом. Очертания корпуса и общую компоновку танка проектировщики заимствовали от КВ-13. От этого же танка на ИС перешли литые, плавно обтекаемые формы лобовых деталей корпуса, а также литая подбашенная коробка. В центре выступающей вперед лобовой части корпуса разместили отделение управления, доступ в которое был через люк башни. Для механика-водителя, как и на КВ-13, оборудовали лючок для наблюдения, закрывавшийся выдвижной броневой крышкой с защитным стеклоблоком. Справа от механика-водителя помещался курсовой пулемет, а за сиденьем имелся в днище запасной люк на случай аварийного выхода из танка.

Верные идее всемерной унификации машин, танкоградцы решили обеспечить максимальную возможность взаимозаменяемости деталей и целых узлов танков ИС и KB, с тем чтобы облегчить их эксплуатацию и ремонт в полевых условиях. Кроме этих выгод, разработчики экономили и время, перенося технические идеи и решения, найденные ими во время работы над KB, на новую машину. Из 340 деталей в коробке перемены передач танка ИС новых было всего 90, в двигателе имелось 70 общих с KB деталей и только 30 новых. В топливной системе 40 деталей были унифицированы с KB и только 12 - новые. Даже в башне, где стояло совершенно новое вооружение, 260 деталей перешли от KB, а принципиально новых было всего 15. Сколько раз руководителям конструкторских групп приходилось искать и находить пути снижения массы проектируемых конструкций!

Не раз казалось, что все резервы уже исчерпаны, что снизить вес деталей больше нет возможности. Но каждый механизм, каждый узел снова и снова рассматривали, изучали, обмеривали. И всякий раз намечалась возможность уменьшить вес той или иной детали на граммы, килограммы...

В результате этой кропотливой работы танки ИС, имея одинаковые габариты с танком КВ-85 и тот же вес, значительно превосходили его не только по вооружению, но и по защите. Танки ИС превосходили новые тяжелые машины немецко-фашистской армии и по огневой мощи, и по защите, и по подвижности. По сравнению, например, с "тигром* они были легче на 10 тонн, а броню имели значительно толще.

В октябре 1943 года танки ИС были доведены до стадии серийного производства, но поиски путей усиления вооружения не прекращались, так как пушки, установленные на опытных машинах, не могли удовлетворить ни конструкторов, ни танкистов. К первоначальной разработке танка был привлечен ограниченный круг лиц, все проектные и расчетные работы велись в большой секретности. Ни рабочие, ни инженеры Танкограда долго не знали ни о полученном задании, ни о ходе проектных работ. Однако фронтовики не могли не догадываться, не могли чутким сердцем не понимать, что патриоты-конструкторы, создатели неуязвимого в свое время KB, не стоят на месте: придет время, и на поля сражений на страх врагам выйдет новая боевая машина.

Летом 1943 года для решения накопившихся вопросов в Танкоград приезжали В. А. Малышев и командующий бронетанковыми и механизированными войсками генерал-полковник Я. Н. Федоренко . Они сразу же пошли на завод смотреть новые танки. Два сверкающих свежей краской опытных танка ИС-1 и ИС-2 были подготовлены к пробегу до полигона.

В. А. Малышев не удержался от соблазна и сам сел за рычаги управления первой машины. До района испытаний обе машины дошли благополучно. С чертежами новых тяжелых танков и их тактико-техническими показателями В. А. Малышев ознакомился заранее, а после того, как сам испытал их, принял решение показать опытные образцы в Москве.

Ссылки:

  • СУ-152 самоходная артиллерийская установка
  • Оружейник С.В. Федоренко
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»