|
|||
|
Общая конструкция атомной бомбы, дальнейший разворот работ
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Конструкция была по-инженерному изящной, удобной в эксплуатации и технологичной в изготовлении. Проект и конструкцию бомбы Турбинер в силу установленного режима секретности делал один. Привлеченные к работе Н. А. Терлецкий , М. Я. Яковлев и Н. В. Маслов занимались отдельными частями и общей компоновочной схемы изделия не знали. "В мае 1946 года Ю. Б. и Зернов объявили мне, что едут показывать проект в Кремль. После представления проекта я спросил у Ю. Б.: - Были ли замечания? - Нет, - был ответ, - замечаний не было. Все прошло нормально. Работы одобрены. Для дальнейших дел все, что требовалось, Ю. Б. заказывал у Зернова , и заказанное немедленно доставлялось мне. Зернов, в свою очередь, сказал: - Ведите дело так, как вы ведете. Скоро выйдет постановление ЦК КПСС и СМ СССР, и мы зачислим в новый коллектив вас и других, необходимых для разработки специалистов". Действительно, 27 июня 1946 года вышло долгожданное постановление правительства. А еще через месяц, 25 июля, оно было отправлено в Совет Министров СССР для представления Сталину. На основании постановления приказом по предприятию от 1.08.46 г. Турбинер был зачислен в штат КБ-11 начальником научно-конструкторского сектора и освобожден от прежней работы на авиазаводе в Москве. " ...В конце 1947 года, уже на объекте - опытном заводе в Арзамасе-16 - был изготовлен макет атомной бомбы в масштабе 1\5, в металле, который представлял изделие в реальных цветах, - вспоминает Турбинер. - Этот макет в металле предназначался для показа Сталину... Расчеты мы вели, опираясь на сложившиеся общеинженерные методы, но уже просматривалась необходимость новых подходов, приемов и методов получения необходимых решений. Ведь впервые в конструкцию ложились материалы с неизученными свойствами и непрогнозируемым поведением. Было совсем неясно, как поведут себя уже известные материалы в сочетании с радиоактивными и т. п. Вопросов было множество. Задач - огромное количество. Для их решения стали подбрасывать кадры, постепенно стал организационно оформляться наш конструкторский коллектив. Терлецкий стал начальником отдела заряда и его частей, Маслов - руководителем отдела компоновки и общих видов, Н. Г. Швилкин - отдела технологического оборудования и оснастки для сборки заряда. Появился талантливый конструктор-специалист по авиационным и танковым дизелям В. Ф. Гречишников . Планировалось в будущем назначить его начальником отдела зарядов. Работал он просто самозабвенно. В. А. Цукерман рассказывал, что, когда собиралось первое изделие, возникли затруднения со сборкой многоэлементной конструкции. Тогда Греча втиснулся внутрь изделия и, упираясь ногами и руками в стенки корпуса, подогнал элементы заряда друг к другу. У Зернова помощником по снабжению был Костаньян , который, похоже, и содействовал привлечению к разработкам Кочарянца , которого позднее, после моего ухода, назначили заместителем Духова. Несколько позже к работам был привлечен В. А. Зуевский в качестве начальника лаборатории автоматики. Все перечисленные лица, за единичным исключением, в будущем стали главными конструкторами отрасли". Ссылки:
|