|
|||
|
Малышев организует ввод эвакуированных заводов в действие
Источник: Чалмаев В.: Малышев, 1981 Малышев находился на Урале. Эшелоны шли сплошным потоком, подолгу останавливались, пропуская встречные. На станциях из них, несмотря на окрики и приказы, тотчас выскакивали группы подростков в форменных шинелях - ремесленники, ученики, - бежали за кипятком, с любопытством рассматривая и новые места, и ровесников в теплушках соседних эшелонов. Но случайностей, бессистемного движения ?вообще на восток? не было. 25 октября СНК СССР и ЦК ВКП(б) поручили заместителю Председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенскому "представлять в городе Куйбышеве Совет Народных Комиссаров СССР, руководить работой эвакуируемых на восток наркоматов и прежде всего наркоматов: Авиапром, Танкпром, вооружения, черной металлургии, боеприпасов - и добиться того, чтобы в кратчайший срок были пущены заводы, эвакуированные на Волгу, Урал и Сибирь". Малышев именно в эти дни и раскрыл всю глубину и гибкость своего выдающегося организаторского таланта. Перегрузка памяти, недопустимые напряжения не ослабляли ясности его созидательной мысли. Он планировал эвакуацию так, чтобы до конца работала сборка, хотя тылы этого же завода - кузница, литейная, оставив задел поковок, литья, уже двигались на восток. Так, уже 17 сентября два директора заводов, Ю.Е. Максарев и Д.Е. Кочетков , и два директора заводов в Челябинске и одном североуральском городе получают типичный малышевский приказ тех дней, как бы стягивающий их воедино: "Директору завода Кочеткову. Безотлагательно, вне всякой очереди: а)Командировать на ЧТЗ группу в 30-40 ИТР ирабочих цеха цветного литья по всем специальностям (земледелы, формовщики, стерженщики, плавильщики). Одновременно перебросить на ЧТЗ комплект моделей стержневых ящиков. По прибытии группы литейщиков на ЧТЗ немедленно приступить к отливке деталей В-2 в имеющемся на ЧТЗ цехе цветного литья. б)Направить на ЧТЗ комплект штампов для штамповки деталей дизеля В-2 . ...Директору завода Максареву. Безотлагательно, вне всякой очередности направить на североуральский завод: группу рабочих и ИТР цеха "700", стенд для сварки корпусов и остро необходимые приспособления. Директору таежного завода по прибытии корпусников и литейщиков обеспечить условия для немедленной их работы по изготовлению броневого литья и изготовления корпусов". Этот приказ - как бы мгновенный фотоснимок. Малышев видит весь путь мотора или танка, его "истоки" в заготовительных цехах, видит трудоемкость и сложность наладки кузнечно-прессового и литейного цехов. Заводы - и эвакуируемый, и тот, уральский, который должен принять новое производство, - взаимосвязываются, объединяются в единую систему, включаются в разумную, целесообразную цепь. В эти же месяцы получили точные адреса эвакуации, включились в единый строй индустриальной армии, идущей в контратаку, и станкостроительные заводы. Московский завод "Красный пролетарий" был направлен Малышевым на ЧТЗ . Последующие этапы эвакуации украинских заводов прошли исключительно организованно. Станки снимались с места, свозились к местам погрузки. Заботливо собрана была вся технологическая документация, материалы конструкторских бюро. При погрузке старались особо бережно перенести уникальные станки, сохранить всю оснастку, приспособления, сами "линии", то есть комплект станков, обеспечивающих поточное производство. Был взят и задел готовых деталей, заготовок, весь инструмент. Директор украинского завода Ю. Е. Максарев не случайно впоследствии был награжден, как и Малышев, орденами Суворова и Кутузова первой степени (как и семью орденами Ленина). Почти во фронтовых условиях вывозил он завод, до конца оставался на посту под бомбами и снарядами врага. После отправки последнего, 41-го эшелона, на заводе были подорваны электростанция, мартеновские печи, подъездные пути и сортировочная станция. Еще оставшиеся на заводе 120 человек работников во главе с самим директором Ю. Е. Максаревым и парторгом ЦК на заводе С. А. Скачковым на автомашинах и тягачах двинулись несколькими колоннами. А затем и директор и парторг на самолете вылетели в Сталинград, оттуда на Урал. Ссылки:
|