|
|||
|
Малышев "строит" Танкоград
В Челябинске Малышев захватил с собой на завод и B.С. Гризодубову . Ее водил по цехам - со Звездой Героя на костюме, что было великой редкостью. Пока комиссия Малышева работала на ЧТЗ , в далеких от Урала городах, в близком Магнитогорске происходили события, в которых Малышев тоже участвовал и которые были не менее значительны для судеб уральского танкостроения. ...Уже 25 июня на головной танковый завод пришла телеграмма за подписью Малышева. В ней говорилось, что в связи с необходимостью развертывать поточное конвейерное производство KB на ЧТЗ главный инженер завода Сергей Нестерович Махонин должен срочно прибыть в Челябинск. Успев побывать днем у секретаря областного комитета партии А. А. Епишева , тоже недавнего танкостроителя, С. Н. Махонин собрался в дорогу. В ту же ночь директор Ю. Е. Максарев , парторг ЦК ВКП(б) на заводе C.А. Скачков и другие руководители завода проводили его: на стареньком "пикапе" он выехал в Москву. Если учесть, что сложением Сергей Нестерович был всегда могуч, роста тоже немалого, то поездка в тесной кабине была для него не из легких. К полудню 26 июня он уже входил в знакомое здание наркомата. Малышева не было, встретил главного инженера С. А. Акопов . "Немедленно поезжай на Северный завод . Отдохнешь в поезде... Все понимаем: ты делал Т-34 , делал мотор В-2 , теперь будешь организовывать производство KB ... На севере ознакомишься со всем, возьми кое-кого с собой и сразу же выезжай в Челябинск... Вячеслав Александрович сейчас на Урале... Н. Л. Духов выехал в начале июля вместе с Махониным на Урал. Очередным видом транспорта, который "подвернулся" Махонину и его новому спутнику, был грузовой, неотапливаемый самолет, загруженный полузаполненными бочками с техническим маслом, тюками. ...Но пока переезжали в Челябинск, следуя за организаторской мыслью Малышева, новые люди, пока искали по приказу Малышева где-то на Западном фронте, снимая его с бронепоезда, литейщика П. П. Малярова , а затем и опытнейшего испытателя танков Е. А. Кульчицкого , пока везли с головного завода в Сормово рабочие чертежи Т-34 , весьма серьезные дела происходили в Магнитогорске, в цехах, кабинете директора Магнитогорского комбината Григория Носова , в московском кабинете И. Ф. Тевосяна , наркома черной металлургии , главного "держателя брони", как говорил Малышев. Судьба броневых станов , хоть находились они в ведении Наркомата судостроения и формально ни Малышеву, ни Наркомчермету не принадлежали, особенно тесно связала все замыслы и дела этих двух наркомов. И гигантский Танкоград в Челябинске - это необычайно творческое объединение металла (проката) Магнитки , Златоуста и машиностроения Челябинска, Ленинграда, Киева, Москвы - детище Малышева и Тевосяна . Но было много единого и в характерах этих замечательных, хоть совсем не одинаковых, командиров индустрии. Иван Федорович Тевосян был ровесником Малышева Оба наркома - молодые, энергичные, остро ощущали в 1941 году и в Сталинграде, где опять под ударом оказался и танковый конвейер СТЗ , и металлургический богатырь юга - завод "Красный Октябрь , и в 1942 году, что у них возникает общий счет утрат, потерь, связанных с временными успехами врага. С приближением врага к Донбассу, Приазовью, Москве Малышев как танкостроитель терял очень многие производственные мощности. Тевосян как металлург оказывался не в лучшем положении. На территории даже одной прифронтовой Днепропетровской области работало в 1941 году 16 доменных печей, 36 мартенов, 77 железорудных шахт... В одном Запорожье - и Тевосян с болью осознавал это - были заводы, утрата которых наносила удар по качественной металлургии. К ноябрю 1941 года Тевосян потерял временно до двух третей своего хозяйства... Утраты Тевосяна накладывались, естественно, прежде всего на металлоемкие производства. На оставшиеся к концу 1941 года в распоряжении советского тыла 8,3 миллиона тонн - от 18,3 миллиона тонн стали, произведенной в 1940 году, - претендовала вся оборонная промышленность, артиллеристы, боеприпасники и в первую очередь танкостроители. Ссылки:
|