|
|||
|
Суздалева (ур. Ладожина) Лили Васильевна 27 июня 1928 г
Отец Ладожин В.Д. , мать - Лерх Э.А. Муж Суздалев В.А. дети Вера , Маша . Воспоминания дочери, Суздалевой Марианны Лили родилась в 1928 году 27 июня в подмосковном городе Люблино. См. (фото Лиле 2 года) Её мама Эрна работала в Царицыно в детском саду заведующей. См. фото. Когда ей было 8 лет (См. фото) её отец, Василий Ладожин , написал донос на её мать Эрну. Летом 1936 Эрну арестовали, а отец говорил Лиле, что отправит её в детский дом. По её словам соседи говорили, что не позволят ему это сделать. К счастью, Эрна вернулась через пару месяцев. Она была на Лубянке , потом дело перевели в Одессу , похоже, там дело уничтожили. Ладожин ушел. Лили пошла в школу. Вероятно в первую городскую. Когда ей было 13 лет началась война. (См. фото) Всех родственников Эрны, как этнических немцев , выслали в Казахстан. Её мама в это время работала учительницей в какой-то школе. Когда Москва не была захвачена, Эрну уволили из школы и она работала в Гортопе (на Люблинской улице) кассиром, за деньги выдавала квитанции на дрова и уголь для отопления. Потом работала библиотекарем в новой школе *2, а потом ей дали учебные часы, преподавать немецкий в 5-6 классах. Лили кончила 10 класс в первой городской школе Люблино , и поступила в 11-й педагогический класс в Москве, после окончания которого работала учительницей в первом классе в школе у метро Киевская. (См. фото). Лили ходила с учениками в театр, на демонстрацию по Красной площади. У знакомой отца, Ады Саминской , которая была машинисткой, Лили познакомилась с Всеволодом Суздалевым и Анатолием Маловым ,которые пришли к Аде за распечаткой, оба женатые, но оба стали ухаживать за Лили. Всеволод был переведен из Ленинградского Политехнического института в Курчатовский институт в Москве, жена не хотела переезжать в Москву, но и развода не давала. Лили перееехала к Всеволоду, и они стали жить гражданским браком. Вера родилась, ей нужно было лечение, Всеволод и вся семья с обеих сторон очень поддерживали Лили. (См. фото). Капа торопила её учиться, и Лили поступила на заочный в МОПИ, Московский обл пед институт , через 5 лет диплом. Для заочного надо работать, она устроилась в библиотеку, через дорогу от дома. Получив диплом, пошла в 161 школу словесником. Когда отрыли английскую 34 школу , что бы устроить Веру, пошла туда работать, не сложилось, вернулась в 161 школу. Вера училась в английской школе с удовольствием. Первый год в школе номер 161 был довольно тяжёлым: молодая учительница и старшие классы. Но уже со следующего года всё улучшилось. Появился класс с очень интересными ребятами, и это был первый выпуск, который она довела до конца. Много выпускников поступило в ВУЗы, и после окончания её очень долго не забывали. Среди них был Женя Зенков , он занимался чем-то дипломатическим, ездил в Перу, что было уникально для того времени, вернувшись приходил к Лили, много рассказывал, в том числе про древних перуанских хирургов, которые оперировали деревянными ножами. Сувенирный нож ещё хранится. И в дальнейшем Лили была очень успешным преподавателем. И речи не могло быть, чтобы ученики её "доводили". Она всегда с благодарностью вспоминала преподавателя в своём 11-м педагогическом классе. Хотя там их учили работе с начальными классами, но это были какие-то основы, которые она хорошо усвоила. Я думаю, что у неё не заладилось в 34 школе ещё и потому, что там были отобраны более развитые дети, которым надо было что-то более интеллектуальное. Её же достоинством было то, что она очень доходчиво могла объяснить любой материал, чтобы в классе не было ни одного ученика, который бы его не усвоил. Она всегда очень серьёзно готовилась к урокам, из года в год добавляя к уже дававшимся урокам что-то новое, учитывала опыт прошлых лет. Всегда писала планы уроков. Тогда она постанывала, что это обязаловка, но теперь столкнувшись с учительской расхлябанностью, я думаю, это было очень важно для качества урока. Много раз она проходила курсы переподготовки учителей, и часто говорила, что лекции читают какие-то выдающиеся профессора, лекции очень интересные, и она всегда использовала их при подготовке к урокам. Тогда было много проверок и со стороны дирекции школы и от РОНО, и говорили, что к Суздалевой можно в любой момент вести любую проверочную комиссию без предупреждения - её уроки всегда были показательными. Думаю, на такое серьёзное отношение к работе ещё повлияло то, что Волины родители были словесниками, и во время их приездов в Москву и поездок к ним в Ленинград всегда шли разговоры про школу, про преподавание, про программу и что-то по самим предметам. Дедушка ( А.Д. Суздалев ) очень любил цитировать классику и задавать вопросы по произведениям. Лили любила говорить, что так как у директрисы нет семьи, то педсоветы длятся бесконечно. Вера Георгиевна, директор, действительно очень много вкладывалась в школу и организовала очень большую внеклассную работу. От учеников я знала, что им это нравиться, но Лили всегда очень переживала, что вместо учёбы школа "поет и пляшет", "Только в сентябре уговоришь ребят учиться, как поход, и они как с катушек срываются". Праздники, концерты, походы, соревнования - так директор выводила школу на первые места, и вместе с ней получала награды. И школа удостоилась стать имени Сухе-Батора. В 197.. Году Лили с группой учителей ездила в Чехословакию учить детей в летнем лагере русскому языку. Ого-го заграница! Масса впечатлений. Естественно штудировала закупленые пособия по русскому языку как иностранному. Привезла массу впечатлений. В конце 80х было поветрие выбирать себе начальство, или хотя бы предлагать "снизу" кандидатуры. Лили спросили, не стала бы она директором. Рассказывая, она фыркнула, "ни за что". Я тогда по молодости очень удивилась, всю жизнь она возмущалась, что всё делается не так, что начальство не право, и тут возможность реализовать правильное понимание "всего". Работала Лили и после получения пенсии (1983), начались 90-ые, директора менялись. Когда захотелось уменьшить нагрузку она стала работать в группе продлённого дня. К этому времени школа получила новое здание для младших классов. Очень уютное здание, маленькие дети, с которыми сильно легче. У неё и со старшими не было проблем с дисциплиной, как она их держала, и при этом они её очень любили. Я очень удивилась, когда где-то в середине 90-ых, она сказала, что дети ничего никому не должны, это взрослые заставляют их учиться, а им это не нужно, они не хотят. И учить их надо, не ломая их. Услышать это от неё я никак не ожидала, человек, который всегда делал то, что должен, и других заставлял и воспитывал, и вдруг такие "продвинутые идеи", просто переворот сознания, да ещё в солидном возрасте. Это восхитило. В этот период Лили, по-моему, впервые ощутила, какое удовольствие получает от работы. Она нянчилась с детьми, гуляла, кормила, и, главное, делала с ними уроки и проверяла их, объясняла. Ни от кого из знакомых я не слышала, чтобы так повезло с учителем на продленке. Став опытным учителем, Лили стала давать и частные уроки. Привыкнув сама иметь очень скромный бюджет, деньги брала минимальные. Меня удивляло, что ученики, которые брали уроки по русскому и литературе, явно не самые способные, после занятий с ней всегда успешно сдавали вступительные экзамены. Она умела так чётко всё объяснить, разложить по полочкам, тезисно перечислить, что просто нельзя было не усвоить. Любила давать диктанты свёкра ( А.Д.Суздалева ). Он составлял жутко заковыристые диктанты на всё знаки препинания и еще вводил туда кучу слов и имён собственных. Ни один человек не написал без единой ошибки. Четверочник, вроде меня, делал по 20-40 ошибок. Лили очень хорошо умела подать программную книгу: скажет что-нибудь про неё, и я несусь выковыриваю книгу из шкафа и впиваюсь. Так я хватала "Отцы и дети", "Преступление и наказание", и после истории про потерю рукописи "Что делать?" С рождения Марьяны родители стали каждое лето снимать дачу в деревне. Лопотово, (См. фото), Лужки , и потом несколько лет в Пирогово , что у Мансурово на Малой Истре . Это был максимально экономный отдых, ещё и в бедной деревне снимался самый бедный домик, нет, был беднее с земляным полом. Из Пирогова была Волина сотрудница Шабохина, мать которой была когда-то председателем тамошнего колхоза. В Войну в Пирогово были немцы, и один офицер влюбился в эту, тогда ещё девчонку, и то ли их не сожгли поэтому, то ли мать как председателя не расстреляли, им повезло - это мне говорила в детстве Машка Шабохина, дочка. В деревне всегда брали парное молоко, пили его много, и делали любимую Волей простоквашу. В Пирогово было очень здорово, не буду распространяться тут. Экономней был только отдых в палатках. Когда дети были маленькие на берегу Истринского водохранилища , а годах ~1967-68 на берегу Московского моря , под Дубной на острове с пристанью Уходово . Когда мы подросли, подросли и зарплаты родителей, наверное, и алименты кончились, забылись ломбарды, Лили стала что-то иногда покупать из одежды, раньше режим суровой экономии приводил к тому, что она по многу лет носила одно и тоже, в школу у неё были хорошие костюмы, но уж очень подолгу. И ещё, вздохнув посвободней, Лили с Волей стали покупать путёвки в путешествия на теплоходе, или автобусные с житьем на турбазах. И Соловки, Кижи, Красноярск, Северный Кавказ, Прибалтика. В таком путешествии родители познакомились с Владимиром Серебровым и его семьёй. Ездили к ним в гости в Красноярск . Когда Марьяна родилась, и Лили училась, ей нужна была помощь. Эля говорит, что её каждые выходные посылали сидеть с детьми, пока Лили в институте. Ещё Лили спросила молочницу, нет ли у неё знакомой старушки для помощи с детьми. Тогда нынешний проезд Александрова был "проектируемым проездом", с бараками и мелкими домами, родители называли его "бесперспективной улицей". Там даже держали корову, и молочница носила молоко по квартирам. [Уже в 2000-ых годах к Ивану (ААА) на работу пришла Ира Жаринова , которая живёт в Строгине в одном доме с Верой . Так её муж оказался сыном этой молочницы.] Так эта молочница привела к Лили Анну Михайловну , маленькую старушку с чудесным мягким характером. Мы её очень любили. Из родных у неё была только сестра, которая когда-то пела в театре, имела хорошую пенсию, а Анну гнобила. У Михалны была символическая пенсия, уж не знаю, что родители ей могли бы платить, но она сказала, что денег ей не надо. Видимо, она хотела быть с людьми, кого-то любить. Жила она где-то далеко, и приехав оставалась на несколько дней. В однокомнатной квартире с большой комнатой (26м) была большая 12 м) кухня, где ещё стоял и письменный стол и кушетка (кушетку позднее сменило канапе из Питера), на кушетке спала Михална или другие гости. Удивительно, но в те времена очень часто у нас кто-то ночевал. Лили говорила, что если б только у неё был ещё один угол она бы взяла Михалну к нам. Как жаль, что это потом забылось, и Михална умерла в доме для престарелых, в котором ей было так плохо. На этой же кушетке спала и баба Люся из Питера. Во время блокады она тушила на крышах зажигалки, имела какой-то паёк, и когда Александр Дмитриевич Суздалев (Волин папа) умирал от голода в блокаду, она спасла его. В 60-х она была болезненно полной, как-то даже со сломанной ногой на костылях, но полна энтузиазма, юмора, всё время куда-то ездила. В 60-ые годы много общались с тётей Фридой и Павлом Яковлевичем , ездили в гости к ним, они к нам. Фрида Августовна Сошникова , по первому мужу (сестра Эрны, на 14 лет младше) преподавала в школе немецкий язык, потом была и заучем.(См. фото) Иногда приезжал дядя Володя ( Владимир Лерх - младший брат Эрны) из Свердловска (Екатеринбурга), высокий, красивый. В молодости был выслан, зато не убит.(См. фото). Его сына Павла я не видела, а с его дочерью Светой Корниловой (по матери) мы ровесницы, после окончания школы Света и иногда приезжала в Москву. Уже ~ в 1970 приехал найденный другой брат Эрны, Александр Лерх , дядя Шура. Выжил в суровых условиях. (См. фото) Ночевали часто Лилины братья, Валя и Саша (См. фото), и, конечно, Эля . Им приятно было улизнуть от строгой мамы Эрны, тут они шутили, хохмили, чувствовали себя свободней. И родители с ними тоже как-то раскрепощались. А однажды, была и Михална и братья, и вдруг заполночь стучится Эля. А уже и на полу места нет. Она легла спать в ванну на кучу пальто. Я прибежала утром, так хотела к ней залезть, но огорчилась, там уже занято место Верой. Часто ночевали ещё и потому, что метро было очень далеко (на Соколе) и дорога была совсем не такой простой, и поздно ехать на электричке было очень опасно. Дом держался на Лили (См. фото), если она была где-то, жизнь замирала, все только и ждали, когда она придёт. Все зарплаты складывались в ящичек письменного стола и тратились по её решению, хотя ни одной траты, кроме еды и каждодневных, не делалось без совета с Волей. Вообще, всё решения, о тратах, поездках, перестановке мебели, лечении, гостях, они обговаривали. Постоянный недостаток денег привёл Лили к записыаанию расходов. Может быть началось это в поездку в Волгоград (1965_6?) к найденному двоюродному брату Эриху . (Сын... брата Эрны, .......) (См. фото) Хотя с годами с финансами полегчало, листки с этими записями и тонкие тетрадки сменились мощными бухкнигами, и записи оставались детальными до копейки, буквально записывались даже 2 копейки на телефон-автомат. Стопы этих книг может быть и понадобились для истории экономики, но я выяснила удивительную вещь. Нельзя свести дебет с кредитом. Там нет доходов. И нет денег данных кому-то. Если что-то покупалось кому-то, это записывалось, а отданные деньги - нет. Уже в очень поздние года, я спросила - почему? "Отданные деньги - это не трата" - Лили сказала, что-то вроде того. Видимо, по крайней мере вначале, цель записей была одна, следить, чтобы не проесть лишнего, выявить траты, которые можно сократить. Подаренные деньги - это осознанное решение, сокращению не подлежит. И доход не влияет на необходимость экономить. От недостатка денег, тогда у нас не было принято, идя в гости, нести что-то к столу, и приезжавшие к нам тоже этого не делали. Но Новый год и дни рождения всегда праздновались с подарками, детей отправляли к подружкам на дни рождения с подарками. Говорилось, что не экономили на книгах, но дорогих, с чёрного рынка, никогда не покупали. И на чем не экономили, так это на занятиях детей. Английский, музыка, художественная школа, и потом, в уже лучшие времена, репетиторы для поступления. Эрна всегда страдала из-за отсутствия высшего образования, хотя немецким она владела свободно, за работу в школе получала зарплату сильно меньшую, чем если бы имела высшее образование. Но может быть и что-то другое, идущее из семьи или от характера, и всех четырёх детей она буквально заставила получить высшее образование. Говорят, Лили она сказала, "Будешь ходить в одном летнем платье, но институт окончишь". По некоторой версии, именно эта угроза "ходить в одном летнем платье" и придала решимости удрать из дома к Воле. Но вообще, Лили совсем не надо было заставлять учиться. Она всегда очень старалась в школе, и у неё были интеллигентные подружки с родителями, которые как-то грамотно направляли девчонок. А тут ещё роман со Всеволодом, для всех люблинских он был воплощением образованности и интеллигентности. Эрна воспитывала детей довольно сурово, но это не удивительно, зная, какая тяжёлая была жизнь: её мать рано умерла, суровый отец, побег из дома, голодные годы, предательство первого мужа, пьянство второго, и воспитать четырёх детей на очень маленькую зарплату. Но она сумела воспитать их, как-то очень правильно, с позитивным настроем, и когда Лили вышла замуж за Всеволода, своих детей она воспитывала сильно мягче. Времена стали легче, как ни мало денег было, никогда не голодали. Хотя сохраняли элементы "принудительной вежливости" - иногда до слез, всегда по поводу серьёзных решений было взаимопонимание. И это взаимопонимание нарастало постепенно: если Веру иногда заставляли делать уроки по музыке (помню погоню вокруг круглого стола с полотенцем), то с Марьяной уже этого нельзя было представить. И вообще родители с возрастом мягчали. Учёба детей, браки, рождения внуков, - Лили и Воля никогда не вмешивались в решения и только помогали. Лили очень любила всех внуков, всегда с удовольствием бралась с ними посидеть, и всегда была готова с ними позаниматься русским. Благодаря очень сильной самодисциплине, до конца жизни Лили следила за здоровьем, ежедневная зарядка, прогулки, правильное питание. Кажется, в детстве она видела картины тяжёлой старости и ненависти к старому человеку, и больше всего боялась быть обузой и зависеть от детей. Правильный образ жизни не только сделал её независимой, но до самого конца жизни она помогала и детям и внукам, и много раз сидела с обожаемыми правнучками.
Ссылки:
|