|
|||
|
Суда и условия плавания у Камчатки в первой половине XIX в
Мы плавали тогда по картам Сарычева, на которых широта берегов еще была и туда и сюда, а долгота такова, что, выходя из Охотска, отходящий пункт приходилось относить более 70 миль к весту и плыть по хребтам гор. Постройкою судов наполовину заведывал Николай Чудотворец; бывало, нужно установить мидель-шпангоут, прежде нужно вытрезвить корабельного мастера. Все суда были маленькие бриги, 60-65 фут по килю, грузовые, о качествах не было и речи. На этот раз я шел на бричишке в 45 фут по палубе, в бейдевинд шел 6 румбов, а при среднем волнении чуть не два румба дрейфа. Давали пару компасов, которые показывали на R разницы. Октан черного дерева; у моего радиусы шатались в дуге, у предметного зеркала отшиблен угол и половина амальгамы улетучилась; склянки для часов и для лага, лот. Штурманских помощников было три-четыре; но некоторые были необходимы при порте; ученик штурманский был один. Давались помощники невоздержным, а мне приходилось без грамотного. Нынешний моряк тогдашнее плавание Охотской флотилии назовет - Аргонавтами. Идя в безызвестную [точку], я все силы порта употребил, чтобы отправиться ранее и воспользоваться тихой погодкой, и вышел, помнится, в конце июля. Главная опасность - близость берега, надежда была только на якорь; но якоря были легки и дурно ложились; отойти лавировкою и думать нечего. Ссылки:
|