Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

АИР-14 спортивный самолет

Очередное задание не отличалось новизной. Обычные государственные испытания. Некоторое недоумение вызывал сам самолет. НИИ ВВС до предела загружен большой и ответственной работой, а тут вдруг ему поручают испытывать спортивный самолетик. Сконструировал его А. С. Яковлев . Машина рассчитана на выполнение всех фигур высшего пилотажа. С творениями Александра Сергеевича мне уже приходилось встречаться. Год назад довелось полетать на его АИР-6 . Хороший, легкий самолет, приятный в управлении, с отличным обзором вниз. То была связная машина и имела, так сказать, весомое назначение. Этот же, АИР-14 , с мотором М-11 , судя по описанию, предназначался для чисто спортивных целей. Однако в армии не положено расспрашивать, почему да зачем. Получил приказ и выполняй. На этот счет у нас в институте было строго. Прибыв на Центральный аэродром, я доложил начальнику летно-испытательной станции о своем задании. - Четырнадцатый готовить к полету! Да быстренько! - распорядился он. И, обернувшись ко мне, добавил: - Вон ваш самолет. Смотрю - стоит там кроха крохой. Иду к ней. Возле самолета механик. - Один момент, - говорит он и, взвалив на плечо хвост самолета, легко разворачивает его и тащит на летное поле. Механик начинает копаться в моторе. Я усаживаюсь на парашют и невольно любуюсь машиной. Величиной она с авиетку. Изящные плавные линии, яркая броская раскраска не режет глаз. К стоянке идет начальник летно-испытательной станции и вместе с ним еще кто-то. Даже издали заметно, что этот "кто-то" основательно распекает начальника. Подошли. Неизвестный в гражданском костюме отличного покроя, со смуглым красивым русским лицом зло бросает механику: - Самолет поставить на место. - Есть, на место! - вытягивается механик и снова взваливает на плечо хвост машины. - Как так на место? - вскакиваю я с парашюта. Мелькает смутная догадка не Яковлев ли это? С ним я еще никогда не встречался. Но кто бы он ни был все равно. Я прибыл сюда не свежим воздухом дышать.

- Самолет АИР-14 приказано принять на государственные испытания. Есть указание ВВС, согласовано с Наркоматом авиапромышленности.

- Знаю, - отвечает неизвестный в гражданском костюме и, протягивая руку, представляется: - Яковлев . Потом меряет меня взглядом и произносит: - С таким-то ростом и лететь на такой маленькой машине... Пришлось объяснить, что я являюсь командиром испытательной эскадрильи НИИ ВВС и у нас заведен такой порядок - пока сам не полетаю на поступившем для испытаний самолете, другой летчик на него не назначается. В ответ конструктор пожал плечами и махнул рукой. Механик снова потащил самолет на площадку. Так я познакомился с Александром Сергеевичем Яковлевым. Это знакомство продолжалось затем на протяжении всей моей работы в авиации.

Самолет АИР-14 оказался весьма чутким. Я лично провел испытание на снятие летных характеристик, выполнил весь высший пилотаж, штопор, дал заключение: машина вполне пригодна для Осоавиахима. Затем начался облет самолета другими летчиками. Впоследствии АИР-14 переименовали в УТ-1 , и он стал одним из основных учебно-тренировочных самолетов. Вслед за АИР- 14 на испытание пришел двухместный учебный самолет А. С. Яковлева АИР-10 . На его базе затем был создан УТ-2 - учебно -тренировочный самолет, сыгравший огромную роль в подготовке летных кадров нашей страны.

Ссылки:

  • 2st
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»