Лорен-Дитрих фирма (фр. Lorraine-Dietrich) — французская компания,
специализировавшаяся на выпуске автомобилей и авиационных двигателей с 1896
по 1935 год. Была создана на базе компании по производству железнодорожных
локомотивов Société Lorraine des Anciens Etablissements de
Dietrich and Cie, более известной как «Дитрих и Ко.» фр. De Dietrich et
Cie, основанной в 1884 году Жаном де Дитрихом, перепрофилированное на более
прибыльное производство автомобилей.
В 1896 году директор завода в Люневиле, барон Адриен Фердинанд де Туркхейм
(фр.), купил права на производство автомобилей конструкции
Amédée Bollée (фр.). Модель имела горизонтальный
сдвоенный двигатель со скользящими (слайдовыми) передачами и ременным
приводом, откидной верх, три ацетиленовых фары и лобовое стекло для защиты
от ветра, что было очень необычно для того времени. Некоторое время
компания использовала двигатели от Bolée, но изготовлением всего
автомобиля De Dietrich занималась самостоятельно.
В 1898 году De Dietrich дебютировал на международном соревновании Париж —
Амстердам с автомобилем Torpilleur (Торпедо), имевшим четырёхцилиндровый
двигатель и независимую переднюю подвеску. Автомобиль был поврежден в пути,
но все же занял третье место. Приз был не малым, более одного миллиона
золотых франков. В 1899 году Torpilleur был менее успешным, несмотря на
подвесное шасси и четырёхцилиндровый моноблок со сдвоенным карбюратором,
плохая подготовка не оставила шансов закончить гонку Тур де Франс.
Разработки Bolée были вытеснены в Нидербронн-ле-Бене (фр.)
аналогичными от бельгийской компании Vivinus (фр.) (модели voiturette,
фр.), а в Люневиле — от марсельской компании Turcat-Méry, что
помогло в 1901 году выйти из тяжелого финансового положения.
В 1902 году De Dietrich нанял 21-летнего Этторе Бугатти, разрабатывавшего
автомобили, которые занимали призовые места в 1899 и 1901 годах, и
четырёхцилиндрового двигателя с верхним расположением клапанов на 24 л.с.
(18 кВт) и четырёхступенчатой трансмиссией, пришедшего на смену Vivinus. Он
также создал 30/35 в 1903 году, перед тем как перешёл к Mathis в 1904
году.
В том же году руководство в Нидербронне отказалось от производства
автомобилей, в результате чего оно полностью переместилось к Люневиль,
вместе с тем с рынком Эльзаса продается компания Turcat-Méry,
продукция которой выходила под маркой «Дитрих». Во избежание выпуска
продукции с одним и тем же логотипом руководство Люневиль добавило на
решетку радиатора крест Лотарингии. Однако, кроме этого знака, автомобили
мало чем отличались вплоть до 1911 года. Тем не менее, Lorraine-Dietrich
была престижной маркой, наряду с Crossley Motors и Itala, руководство даже
пыталось занять позицию в классе «супер-люкс», выпустив на рынок в 1905 и
1908 годах мелкосерийные шестиколесные лимузины (limousines de voyage)
стоимостью ₤ 4000 (20 000 долларов США).
Так же, как и Napiers (англ.) и Mercedes, репутация Lorraine-Dietrich была
построена на участии в гонках, прежде всего пилота Чарльза Джаротта
(англ.), занявшего третье место в 1903 году на ралли Париж — Мадрид и 1-2-3
места в 1906 году на ралли Circuit des Ardennes (фр.), победителем которого
стал Артур Дюре (фр.).
В 1907 году De Dietrich купила фирму Isotta-Fraschini, выпустив две модели
с двигателем с одним распределительным валом и клапанами в головке
конструкции Isotta-Fraschini, в том числе двигатель на 10 л.с. (7,5 кВт),
который, как утверждают, был разработан Бугатти. В том же году
Lorraine-Dietrich поглощает Ariel Mors Limited в Бирмингеме, с единственной
британской моделью двигателя, мощностью 20 л.с. (15 кВт), выставленной на
Olympia Motor Show в 1908 году, предложенной для открытого шасси
кабриолетов Salmons & Sons (англ.) и Mulliner (англ.). Британское
отделение не имело успеха, существовало около года.
На 1908 год De Dietrich представляет линию класса «touring» с цепным
приводом на четырёхцилиндровых 18/28 л.с., 28/38 л.с., 40/45 л.с., а 60/80
л.с., по цене от ₤ 550 до ₤ 960 и шестицилиндровых 70/80 л.с.
по ₤ 1040. Британская версия отличалась наличием карданного вала. В
том же году название автомобильных и авиационных двигателей было изменено
на Lorraine-Dietrich.
К 1914 году все De Dietrich уже были с приводом от карданного вала, от
моделей 12/16, 18/20, 20/30 класса «touring» и до спортивного
четырёхцилиндрового 40/75 (по образу Mercer (англ.) или Stutz (англ.)), все
были собраны в Аржантёе, под Парижем, который стал штаб-квартирой компании
в послевоенный период.
После Первой мировой войны, с восстановлением Лорен во Франции, компания
возобновила производство автомобилей и авиационных двигателей. Их
12-цилиндровые авиационные двигатели были использованы в том числе фирмами
Breguet, IAR и Aero.
В 1919 году новый технический директор Marius Barbarou (преемник
Делоне-Бельвиль) представил новую модель с двумя вариантами колесной
базы(короткая и удлиненная), A1-6 и B2-6, к которым три года спустя
присоединилась B3-6. Был использован тот же 15 CV (11 кВт) 3445 см³ с
шестью цилиндрами и верхним расположением клапанов, полусферической
головкой блока цилиндров, алюминиевыми поршнями, и четырьмя подшипниками
коленчатого вала.
Нацеленность на то, чтобы «показать лучший результат», привела к созданию в
1924 году 15 Спорт, с двумя системами смесеобразования, увеличенными
клапанами, и Dewandre-Reprusseauсервоприводом тормозной системы на все
четыре колеса (это в то время, когда тормоза любой конструкции на все
четыре колеса были редкостью), который был сопоставим с 3-литровым Bentley,
причём 15 Спорт обошёл его в 1925 году, выиграв Ле-Ман, а в 1926 году
Роберт Блох и Андре Россиньоль (фр.) выиграли, показав среднюю скорость 106
км/ч (66 миль/ч). Lorraine-Dietrich, таким образом, стала первой маркой,
выигравшей Ле-Ман дважды, и первой, победившей в течение двух лет
подряд.
Это способствовало популярности универсала 15s.
К 15 CV до временем добавились 2297 см³ 12 CV (10 кВт) четырёх- (до
1929) и 6107 см³ 30 CV (20 кВт) шестицилиндровые (до 1927), в то время
как 15 CV сохранился вплоть до 1932 года; 15 CV Спорт уступил первенство в
1930 году и провёл свою последнюю гонку в 1931 году Ралли Монте-Карло,
когда Donald Healey на Invicta обошёл шедшего нос в нос Жан-Пьера Wimille
на одну десятую секунды.
Семья De Dietrich в 1928 году продала свою долю в компании, ставшей после
этого просто Lorraine.
15 CV пришёл на смену 4086 см³ 20 CV (15 кВт), который был выпущен в
количестве лишь нескольких сотен. Производство автомобилей стало невыгодно,
и после провала модели 20 CV концерн прекратил производство автомобилей в
1935 году.
В 1930 году De Dietrich был поглощен авиационной Societe Generale, и завод
в Argenteuil был преобразован в создание авиационных двигателей и
шестиколёсных грузовиков по лицензии Tatra. К 1935 году Lorraine-Dietrich
ушёл из автомобильной промышленности. Во время Второй мировой войны
Lorraine сосредоточилась на производстве военных транспортных средств,
таких, как бронетранспортёры Lorraine 37L.
Завод Lunéville вернулся к производству железнодорожных локомотивов.
По состоянию на 2007 год он по-прежнему работает под маркой De Dietrich
Ferroviaire.
Adrien de Turckheim занимал призовые места между 1896 и 1905 годами на
многих гонках в Европе. Например, его победа в 1900 в Страсбурге.
Les " Lorraine " ont été engagées dans plusieurs
courses automobiles, et ont gagné plusieurs trophées, parmi
lesquels :
1903 — Париж — Мадрид: победа Fernand Gabriel.
1907 — Москва — Санкт-Петербург: победа Duray. Француз А. Дюре выиграл на
«Лорен-Дитрихе» с 13-литровым 60-сильным мотором.
1912 — Grand Prix de Dieppe: победа Hémery и установлены рекорды 3 и
6 часов 152,593 и 138,984 км/ч.
1924 — 24 часа Ле-Мана: экипаж Henri Stoffel-Édouard Brisson — 2-е
место, экипаж Gérard de Courcelles-André Rossignol — 3-е
место.
1925 — 24 часа Ле-Мана: экипаж Gérard de Courcelles-André
Rossignol выигрывает гонку, а экипаж de Stalter-Édouard Brisson —
3-е место.
1926 — 24 часа Ле-Мана: Lorraine-Dietrich B3-6 — 3 первых места и рекорд
106,350 км/ч.
Авиадвигатели
Будучи втянутым в финансовую афёру с компанией SGA, Лорен-Дитрих объявила о
банкротстве и в 1934 году выставила на торги завод в Аржантёе. Его
некоторое время пытались выкупить Анри Поте и Марсель Блох, но безуспешно.
Именно нестабильность компании привела к тому, что в ходе проводимой
Народным фронтом политики укрупнения авиапредприятий, завод был
национализирован; другие же моторостроительные фабрики остались в частных
руках.
Под названием SNCM (Société Nationale de Construction de
moteurs) он проработал до 1940 года, управляемый инженером Клодом Бонье;
руководителем КБ стал пришедший из автомобильной компании Delage Альбер
Лори. В июне 1940 года завод реквизирован и, войдя в состав Gnome et
Rhône, вплоть до освобождения выпускает её авиадвигатели для
Германии. После освобождения передан компании SNECMA, вынужденной продать
некоторые свои предприятия, в том числе и это, фирмам Potez и
Dassault.
Lorraine AM-6 Type Aviation Militaire
Lorraine 8B 1917;
Lorraine 9N Algol 1927;
Lorraine 12D
Lorraine 12E Courlis 1927;
Lorraine-Dietrich 12Eb и Ebr выпущено более 6000 и около 2000 по
лицензии
Lorraine 12H Pétrel (1932);
Lorraine 14A
Lorraine P5
Lorraine Mizar (звездообразный, 7-цилиндровый, 230 л.с.), 1928;
Lorraine-Latécoère 8B
Lorraine Sirius
Lorraine Eider 1930;
Lorraine Sterna 1936;