Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём)
— государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки
поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику,
продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё,
включая нефтепродукты.
Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия
помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его
страны. Закон о ленд-лизе (англ. Lend Lease Act) полное название — «Закон
по обеспечению защиты Соединенных Штатов», (англ. An Act to Promote the
Defense of the United States) принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года,
предусматривал следующие условия:
поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё,
другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны,
не подлежат оплате (статья 5);
переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и
пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на
основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в
основном беспроцентных займов);
в случае заинтересованности американской стороны, не разрушенная и не
утраченная техника и оборудование должны быть возвращены после войны в
США.
Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались
страны Британской Империи и
Китай. С ноября 1941 года к
программе присоединили СССР, а к концу войны практически все союзники США
стали её участниками. В 1942 году США подписали с Великобританией,
Австралией, Новой Зеландией и «Свободной» Францией ещё одно соглашение, т.
н. «Обратный» ленд-лиз. Согласно ему уже союзники предоставляли армии США
товары, обслуживание и транспортные услуги, свои военные базы.
21 августа 1945 года президент Труман объявил об окончании программы
ленд-лиза, однако Великобритания и Китай продолжали получать товары на
основе наличных расчётов и кредитов.
Материалы на общую сумму в 50,1 млрд долларов (около 610 млрд долларов в
ценах 2008 года) были отправлены нескольким десяткам стран-получателей, в
том числе основным:
Послевоенные выплаты по ленд-лизу (например, аренда авиабаз), полученные
США, составили 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд долларов — от
Великобритании и Британского Содружества и 0,7 млрд долларов — от СССР. При
этом встречный ленд-лиз из СССР в США составил всего 2,2 млн долларов.
Канада также имела программу ленд-лиза, аналогичную американской,
поставки в рамках которой составили 4,7 млрд долларов, в основном в
Великобританию и СССР.
Преимущество в ВВП антигитлеровской коалиции над странами «оси»
иллюстрирует следующая таблица, которая показывает ВВП основных стран —
участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд международных
долларов в ценах 1990 года. Следует учесть, что ряд стран, например, США,
присоединились к военным действиям только в 1941 г и суммирование в период
1938-40 гг не совсем корректно.
К декабрю 1941 года суммарный ВВП СССР и Великобритании соотносился к ВВП
Германии и её европейских союзников как 1:1. Это обусловлено тем, что к
этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и скольнибудь
существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того,
по итогам 1941 года Великобритания проигрывала битву за Атлантику, что было
чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком
зависимой от внешней торговли, и реальной угрозой осуществления планируемой
Гитлером её оккупации.
ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией
значительных территорий снизился более чем на треть по сравнению с
довоенным уровнем, при этом из почти 200 млн человек населения около 78 млн
и главные промышленные центры остались на оккупированных территориях, а
также под блокадой и у линии фронта.
Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её
сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие
оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость
оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США
были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными
мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы
оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941
года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а
1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу
СССР.
Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за
Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно
на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года,
упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну
с США.
Следует отметить, что с тяжёлым началом войны и необходимостью выиграть
время для осуществления перебазирования вглубь страны военной и прочей
промышленности ленд-лиз в СССР сначала был преимущественно в виде жизненной
необходимых поставок американской и английской военной техники и
оборудования в виде тысяч самолётов, бронетехники, военных и прочих судов,
автомобилей, железнодорожной техники, сотен тысяч и миллионов тонн и единиц
авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов для пистолет-пулемётов
и пулемётов(отличающихся от применяемых в СССР калибров оружия),
автомобильных покрышек, запчастей для танков, самолётов и автомобилей и
т.п.. Уже с 1943 года, когда перебазированная промышленность развернулась в
полной мере, но продрезервы были исчерпаны, а руководство союзников
перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР
стали ввозить в основном стратегические материалы (цветной металл и т. п.),
оборудование для промышленности и продукты ввиду продовольственного кризиса
(см. ниже).
За исключением намного меньших (особенно от СССР) встречных поставок, ввиду
того, что потерянные в ходе войны поставки военной техники и материалов не
подлежали возмещению, ленд-лиз в итоге был оплачен получателями (в т.ч. от
СССР и особенно от западных союзников) в очень малых долях (считанные
проценты) и в основном с большой отсрочкой (спустя десятилетия).
Переговоры по Первому протоколу поставки начались 07.12.1941 г., но были
отложены до 28 декабря из-за вступления США в войну с Японией.
Второй протокол, известный как «вашингтонский» был подписан 09.12.1942
г.
Третий протокол, известный как «лондонский» был подписан 19.10.1943 г.
Четвертый протокол поставки был подписан в феврале 1944 г.
Пятый протокол – в марте 1945 г.
Основным вышеперечисленным Протоколам поставки были подчинены несколько
дополнительных программ, среди которых была «Арктическая программа» по
снабжению советских арктических портов, программа «Аванпост» (Outpost) по
строительству портов на Дальнем Востоке СССР, программа создания
транссибирской системы воздушного транспорта (Northen Siberian Air Route
Program), начавшая действовать в конце марта 1945 г., и «Проект Веха»
(Project Milepost), обеспечивавший действия СССР на Дальнем Востоке.
Предметы снабжения по программе ленд-лиза, которые не были поставлены в
СССР на момент окончания Второй мировой войны, но находились к этому
времени на складах или в производстве, были предоставлены Советскому Союзу
по так называемому «трубопроводному соглашению» (Pipeline Agreement),
подписанному 15.10.1945 г. Поставки по этому соглашению СССР обязался
оплатить в долларах и с небольшим процентом. Поставки по этому соглашению
были оценены в 222 миллиона долларов, и они состояли только из
промышленного оборудования и запчастей. В частности, было поставлено
следующее: электрогенераторы, паровые котлы, двигатели, моторы,
трансформаторы, кузнечно-прессовое оборудование, шахтное оборудование,
различные станки (включая прецизионные и полуавтоматические). Эти поставки
СССР оплатил не полностью.
В августе 1945 года ООН приступила к осуществлению программы помощи Украине
и Белоруссии. Стоимость программы составила 250 миллионов долларов.
Программа предусматривала поставки продовольствия; одежды, текстиля и
обуви; медикаментов; сельскохозяйственного оборудования и семян;
промышленного оборудования. Первоначально программа предусматривала оплату
всех поставок, однако – после того как представители БССР объяснили, что по
конституции СССР республика не имеет иностранной валюты, которая находится
в исключительном распоряжении правительства СССР – платежи по этой
программе были приостановлены, а все поставки (завершившиеся к маю 1947
года) были произведены бесплатно.
Союзные поставки очень неравномерно распределены по годам войны. После
нападения Японии на США 7 декабря 1941 поставки по ленд-лизу
приостановлены, и продолжены 28 декабря 1941 с намерением нагнать
отставание к 1 апреля 1942.
Однако положение нормализовалось, начиная лишь со второй половины 1943
года. Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен
был получить в октябре-декабре 1941 г., поступило 669 самолётов (для
сравнения — на 1 октября 1941 года в составе 3 фронтов, защищавших Москву,
было 568 самолетов и из них 389 исправных) и 487 танков. США с октября 1941
г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с
лишним раза меньше обещанных, а также 16 502 грузовые автомашины, то есть в
5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.
Основные маршруты и объём транспортированных грузов приведены в
нижеследующей таблице:
Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои —
обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был
безопасным.
Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В
июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и
около 15 % отправленных грузов из-за деятельности Люфтваффе и Кригсмарине
оказывалось на дне океана. По другим данным потери были в два раза меньше.
Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около
2 недель.
Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне
Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли
на фронт. Моста через Северную Двину ещё не было, и для переброски техники
зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная
толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с
вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную,
тыловую часть СССР.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу,
был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря
1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь
советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под
советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и
советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились.
Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов
СССР занимала 18-20 суток.
Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941
года, когда было отправлено 2972 тонн грузов.
Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную
модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском
заливе и трансиранской железной дороги (Трансиранский маршрут). С этой
целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С
мая 1942 года поставки составляли в среднем 80—90 тыс. тонн в месяц, а во
второй половине 1943 — до 200 тыс. тонн в месяц. Далее доставка грузов
осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года
подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от
восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.
Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько
автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors.
Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP
II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было
отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим
маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа —
Орджоникидзе. В 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в
СССР.
Черноморский маршрут стал активно функционировать с начала 1945 года, когда
после освобождения Греции суда стали проходить через проливы.
В годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному
из них самолёты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику,
Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По
второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»),
было переброшено 7925 самолётов.
Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в 4 раза
больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельска.
В период с июня 1941 по май 1945 года доставлены в СССР в общей сложности 4
млн тонн военных грузов, включая продукты питания и медикаменты. Стоимость
поставленных Великобританией в СССР вооружений составила 308 млн фунтов (не
включая военно-морских вооружений), стоимость продуктов питания и сырья
составила 120 млн фунтов. В соответствии с англо-советским соглашением от
27 июня 1942 года военная помощь, отправленная из Великобритании в
Советский Союз во время войны, была полностью бесплатной
Размер помощи Советскому Союзу со стороны Соединенных Штатов в рамках
ленд-лиза по годам достиг следующих размеров (в млн. долларов):
Всего Советский Союз получил помощи на 9,4 миллиардов долларов, из них
41,15 % военного снаряжения. С расходами на перевозку помощь Соединенных
Штатов достигла 11,3 миллиардов долларов.
Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других
стран-получателей), так и для США. СССР выиграл необходимое время для
перебазирования военной и прочей промышленности вглубь страны и закрывал
жизненно важные для ведения войны на то время «узкие места» в снабжении
армии и промышленности, для чего советским правительством самим
определялась номенклатура желаемых поставок по ленд-лизу. США же, хотя и
получили за поставки по ленд-лизу от СССР всего около 7 % оплаты в итоге, и
то в основном спустя десятилетия (см. ниже), но обеспечили загрузку своих
производств, а также выиграли необходимое время для мобилизации
собственного ВПК и создания армии.
В Советский Союз в рамках ленд-лиза также было поставлено: противотанковых
пушек более 5000 штук; автоматического оружия 131 633 штуки (в основном
пистолетов-пулемётов); пистолетов12 997 штук; винтовок 8218 штук;
взрывчатые вещества: 345 735 тонн (в том числе тротила 123 150 тонн;
толуола 107 683 тонн; динамита 31 933 тонн); пороха 127 000 тонн; этанола
высокой очистки (для изготовления взрывчатых веществ) 331 066 литров;
детонаторов 903 000 штук; радиостанций 4338 единиц; радиолокаторов 2074
единицы; противолодочных кораблей 105 единиц; торпедных катеров 202
единицы; грузовых судов 90 единиц; подводных лодок 4 единицы; двигателей
для катеров и кораблей 7784 штуки; товарных вагонов 11 075 штук;
локомотивов 1981 штуку; тракторов 8071 штуку; металлорежущих станков 38 100
штук; телефонов 2 500 000 штук; продовольствия 4 478 000 тонн; машин и
оборудования на 1 078 965 000 долларов; оборудования зданий на 10 910 000
долларов; стали 2 800 000 тонн; цветных металлов 802 000 тонн;
нефтепродуктов 2 670 000 тонн; химикалий 842 000 тонн; хлопка 106 893
тонны; кожи 49 860 тонн; шин3 786 000 штук; армейских ботинок 15 417 000
пар; одеял 1 541 590 штук; пуговиц 257 миллионов.
Важнейшее значение для Советского Союза вообще и для Красной Армии в
частности имели ленд-лизовские поставки продовольствия (только из США было
поставлено 1 750 000 тонн). Почти вся армия, а также значительная доля
«гражданки» (в основном, работники ключевых военных заводов и
номенклатуры), находились в основном на ленд-лизовском продовольственном
обеспечении тушёнкой, маслом, шоколадом и т.п. Более того, можно уверенно
утверждать, что, с исчерпанием продрезервов в начале войны, в 1943—1945
годах отечественное сельское хозяйство, по большей части разорённое войной
в оккупированных житницах Украины, Северного Кавказа, Черноземья и
остававшееся нетронутым только в части Нечерноземья и в Поволжье (а
целинные земли Казахстана и Южной Сибири ещё не были освоены), было не в
состоянии прокормить многомиллионную армию и «гражданку». К
1943 году разразился острейший продовольственный кризис, когда и
без того скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти
на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года потеснили
в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем
объёме ввезенных в конце войны грузов продовольственные заняли свыше 25 %
тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного
времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение
более чем трех лет.
Почти все спасавшие миллионы жизней сульфаниламиды и пенициллины, которые
использовались в госпиталях Красной Армии и «гражданки», были поставлены по
ленд-лизу.
СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей. За
годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых
автомобилей, в значительной мере за счёт импорта. В армию поступило 444 700
новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. В СССР
отправлено 427 тыс. автомобилей и 35 тыс, армейских мотоциклов, при этом в
СССР с начала войны до конца 1945 года выпущено лишь 266 тыс. автомобилей и
27 тыс, мотоциклов (хотя необходимо учитывать довоенное количество
техники).
Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства
осуществлялось за счёт старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства
по мобилизации. 62 % всех полученных автомобилей, которые все были новыми и
современными, составляли тягачи, из них 60 % «Студебеккер», как лучший из
всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу
и тракторы для буксировки 76-мм и 122-мм артсистем. Хорошие
эксплуатационные качества показал также автомобиль Dodge 3/4 т, буксирующий
артиллерийские орудия до 76 мм включительно. Большую роль сыграл легковой
автомобиль Willys с двумя ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью
и явившийся надёжным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме
того, Willys применялся в качестве лёгкого тягача для 45-мм противотанковых
пушек. Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Ford
(на базе машины Willys), придававшиеся в составе специальных батальонов для
форсирования водных преград, и GMC (на базе грузовика той же марки),
используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве
переправ.
Ленд-лизовские «Студебеккеры» стали во второй половине войны основным шасси
для систем залпового огня «Катюша». В то время как Штаты дали около 20
тысяч автомобилей для «Катюш», в СССР после 22 июня было выпущено для этой
цели всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). Практически все
«Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война.
СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 %
от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем
выпущено за годы войны в СССР; но до войны СССР имел 25 000 локомотивов) и
11 075 вагонов (больше в 10,2 раза).
США поставили 2 млн. 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн.
586 тыс. тонн) — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны
советской авиацией. Кроме готового авиабензина было поставлено
нефтеперерабатывающее оборудование для его производства на территории СССР,
причем объем этих поставок был таков, что собственная годовая выработка
авиабензина возросла со 110 000 тонн в 1941 году до 1 670 000 тонн в 1944
году. Наряду с самолётами, СССР получил сотни тонн авиационных запчастей,
авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и
аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на
истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование
(радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Из-за того, что большинство верфей оказалось под оккупацией или блокадой и
из-за длительного производственного цикла, в годы войны советское
судостроение было практически остановлено, и советский флот получил по
ленд-лизу почти все из около полутысячи новых судов, из которых около 80%
были военными — противолодочными катерами и кораблями, тральщиками,
эсминцами и подводными лодками.
Также ввиду нахождения в оккупационной или прифронтовой зонах главных
промышленных центров страны и того, что главные материальные и людские
ресурсы были сосредоточены на производстве основных видов вооружений и
боеприпасов, по ленд-лизу были получены высокие доли продукции
машиностроения и приборостроения (как приборов и оборудования для военной
техники и наземного обеспечения, так и средств и оборудования
производственного назначения типа станков или народно-хозяйственного
назначения типа тракторов), а также химической промышленности.
Подсчёт общей доли поставок по ленд-лизу в общем и военном производстве
СССР является сложной задачей, так как многие документы по военному
производству и их компонентам засекречены до сих пор. Бытующие утверждения,
что в целом доля составила 1 %, не отражают действительность, т.к.
практически по всем видам производства и снабжения эта доля выше в разы,
десятки и даже сотни раз. Кроме того, довольно часто поставки по ленд-лизу
включались в состав национального производства. Например, Казанский
пороховой завод изготовил более 103 000 тонн пороха, в том числе порохов
особой доставки (поставленных союзниками по ленд-лизу) за годы войны
использовано порядка 22 000 тонн. Учитывая, что этот завод производил
заряды для «Катюш», которые требовали другой состав пороха (менее
плотного), не ясно, какая доля в производстве пороха в итоговом подсчете
была преобладающей. Такая же проблема подсчетов существовала почти на всех
производствах СССР во время войны.
Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики
некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны
ниже:
Для лучшего понимания масштаба помощи по ленд-лизу достаточно посмотреть на
официальные цифры о размерах внешней торговли СССР в 1940 году. Н.
Вознесенский, бывший председатель Государственной плановой комиссии,
опубликовал следующие данные о вывозе и привозе товаров в СССР, в миллионах
советских рублей и долларов на Внешнеторговый баланс Советского Союза в
1940 году:
Таким образом, совокупные поставки по ленд-лизу превысили среднегодовой
импорт Советского Союза более чем в 50 раз. Если перевести данное
соотношение на внешнеторговый баланс современной России, то помощь
составила более 10 трлн. долларов, хотя по прямому пересчёту поставки по
ленд-лизу в СССР составили в современных ценах 160 млрд. долларов (при этом
встречный ленд-лиз из СССР был на 2 млн. долларов, а последующие выплаты от
СССР и России признаны на 0,7 млрд. долларов и оплачены частично).
Также, совокупная помощь США, оказанная по ленд-лизу СССР, соответствует 50
000 тонн золота (оценка на основе золотого стандарта 1944 г.), что почти в
два раза превышает современные совокупные золотые запасы всех стран мира
(включая США).
Совокупные поставки из США в СССР с января 1942 по май 1945 года по тоннажу
(17,5 млн. тонн) лишь на 20 % меньше, чем совокупные поставки (включая
вооружения, боеприпасы, топливо и продовольствие) для второго фронта в
Европе с 1944 по 1945 год (22 млн. тонн). Также совокупный тоннаж этой
помощи по ленд-лизу в СССР примерно соответствует совокупному экспорту
зерна СССР за десять лет за период с 1930 по 1940 год включительно (19,5
млн. тонн зерна, на сумму всего около 200 млн. долларов).
Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу,
предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения
новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание
использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали
на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта,
электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося
у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в
ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.
Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.
Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны
техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались
советско-американские переговоры. В США изначально было рассчитано, что
сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование,
с учетом их износа, составляет 2,6 млрд. $, для переговоров эта сумма была
снижена вдвое, до 1,3 млрд. $. На переговорах 1948 года советские
представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ и встретили
предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к
чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн.
$, с рассрочкой на 50 лет, американская снизила до 1 млрд. $, с рассрочкой
на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая
стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить
только 300 млн $. По мнению советского правительства, расчёт должен был
вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе
прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении
долга между США и Великобританией, которые были закреплены ещё в марте 1946
года.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено
лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить
722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа
на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со
вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР
(Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров
президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен
новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и сумма — 674
млн $.
После распада СССР остро встал вопрос — к кому переходят обязательства по
долгам бывшего СССР (включая долги по ленд-лизу).
4 декабря 1991 года 8 республик СССР, включая РСФСР, подписали «Договор о
правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза
ССР», который фиксировал долю каждой республики в долгах (и в активах)
бывшего СССР. При этом российская доля была установлена на уровне 61,34 %.
Договор, однако, был подписан только частью республик бывшего СССР; страны
Прибалтики, Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан его так и не
подписали.
В 1992—1994 годах, однако, Российская Федерация подписала со
странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о «нулевом
варианте», согласно которым РФ принимала на себя обслуживание всего
государственного долга бывшего СССР в обмен на отказ других республик от
полагавшейся им почти половинной доли во всех активах СССР (золотовалютные
резервы, собственность за рубежом, собственность вооруженных сил и т.п.). В
связи с этим, 2 апреля 1993 года правительство РФ заявило о принятии на
себя ответственности по всем долгам СССР.
Технически долги СССР были разделены на долги правительствам (Парижский
клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб); долг за ленд-лиз был долгом
правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу. Россия полностью
погасила свою задолженность перед Парижским клубом в августе 2006
года.
Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8
млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3
млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд
долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или
около 55 %., то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок.
Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом
инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла
160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей
помощи.
Объём долгов Великобритании перед США составил 4,33 млрд долларов США,
перед Канадой — 1,19 млрд долларов США. Последний платёж в размере 83,25
млн долларов США (в пользу США) и 22,7 млн долларов США (Канада) был
проведён 29 декабря 2006.
28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (известный как
Соглашение Блюма — Бирнса), урегулировавший французский долг за поставки по
ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности,
Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь
американских) фильмов на французском кинорынке.
Долг Китайской Республики (Тайваня) перед США за поставки по ленд-лизу
составил 187 млн $. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику
(КНР) единственным законным правительством Китая, а следовательно, и
наследником всех предыдущих договорённостей (включая поставки по
ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от
КНР) возврата долга по ленд-лизу. Дальнейшая судьба китайского долга не
ясна.
Сумма к оплате иранского долга по ленд-лизу была определена
американо-иранским соглашением, заключенным в декабре 1945 года — 8,5 млн
долларов, которые Тегеран должен был выплатить частями начиная с 1946 года.
В том же месяце было заключено соглашение о продаже шахскому правительству
по сниженной цене объектов американской федеральной собственности в
Иране.
В начале сентября 1941 года в телеграмме к У. Черчиллю И. В. Сталин просил
как можно скорее предоставить помощь Советскому Союзу:
…Все это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило
Советский Союз перед смертельной угрозой. Здесь уместен вопрос: каким
образом выйти из этого более чем неблагоприятного положения? Я думаю, что
существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом
году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с
восточного фронта 30—40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить
Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и
ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков
(малых или средних). Без этих двух видов помощи Советский Союз либо
потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго
способность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями на
фронте борьбы с гитлеризмом.
— Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и
Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. В 2 - х томах 1958: М. Госполитиздат
Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. В.
Сталин писал:
Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу
беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок
военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским
Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому
Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым
гитлеризмом.
Во время Тегеранской конференции в 1943 году Сталин на торжественном обеде
в честь 69-летия Уинстона Черчилля произнёс тост, в котором назвал США
страной машин и сказал, что «Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу,
мы бы проиграли эту войну» (Without the use of those machines,through
Lend-Lease, we would lose this war). Слова Сталина были зафиксированы в
журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции,
который был опубликован в американском сборнике «Внешняя политика
Соединённых Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года» в 1961
году на 469-й странице. По другим источникам на этой конференции Сталин дал
и такую оценку американской помощи: "Без американской промышленности
Объединенные Нации никогда не смогли бы выиграть эту войну" (Without
American production the United Nations [the Allies] could never have won
the war).
В записке № 1447-с от 27 мая 1963 года Председателя Комитета
Госбезопасности В. Е. Семичастного в ЦК КПСС о настроениях Г. К. Жукова
отмечено следующее:
…Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя
отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не
могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350
тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не
было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили
нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве
мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская
помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё
в изобилии
— Карпов В. В. Маршал Жуков: Опала. — М.: Вече, 1994.
Высоко оценивал роль ленд-лиза А. И. Микоян, во время войны отвечавший за
работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и
мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в
качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом
союзных поставок по ленд-лизу:
— … когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный
порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории
получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.
Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с
учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин
типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия
фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её
маневренность и заметно возросли темпы наступления.
Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё
год-полтора лишних провоевали.
В своих мемуарах Н. С. Хрущёв прямо затронул тему важности ленд-лиза:
Хочу откровенно высказать свое мнение о взглядах Сталина на способность
РККА и СССР справиться с нацистской Германией и выдержать войну без
американской и английской помощи. Во-первых, хочу сказать о некоторых
замечаниях, сделанных Сталиным и неоднократно повторенных им во время
«непринужденных» разговоров между нами. Он прямо сказал, что если бы США
нам не помогли, мы бы войну не выиграли. Если бы нам пришлось сражаться с
нацистской Германией один на один, то такого давления мы бы не выдержали и
войну проиграли бы. Никто никогда эту тему официально не обсуждал, и я не
думаю, что Сталин когда-либо письменно излагал свое мнение по данному
вопросу, но я все же утверждаю, что в нескольких разговорах со мной он
отмечал, что дело обстояло именно так. Он никогда не заводил разговор
именно об этом, но когда мы просто беседовали, обсуждая вопросы
международной политики в настоящем и в прошлом и переходя к теме того,
через что нам пришлось пройти во время войны, он говорил именно так. Когда
я слышал такие его замечания, я был с ним полностью согласен, а сейчас я с
ним согласен еще больше.
Первую официальную историческую оценку роли ленд-лиза дал председатель
Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в
период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году:
…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с
размерами производства промышленной продукции на социалистических
предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих
поставок по отношению к отечественному производству в период военной
экономики составит всего лишь около 4 %.
— Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны — М.:
Госполитиздат, 1948
Цифра в 4 % была опубликована без детализации и оспаривается. Затем эти
«всего лишь около 4%» стали основной для характеристики ленд-лиза в
советских трудах по истории. Оценка Вознесенского явно противоречит
опубликованным в постсоветское время данным об объемах советского
производства и объемах поставок по ленд-лизу (см. таблицу выше).
По Стеттиниусу, сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так
объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза:
[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те
приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я
убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100
миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число
жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы
сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь
наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно…
В своих мемуарах генерал-майор танковых войск вермахта Ф. Меллентин писал,
что к весне 1943 года военное положение Германии сильно ухудшилось. Тунис
грозил стать новым «Сталинградом», англо-американские стратегические
бомбардировки держали в постоянном напряжении промышленность рейха.
Значительная часть истребительной авиации была переброшена из России в
Европу для борьбы с бомбардировщиками. Положение Италии перед лицом
неизбежного вторжения союзников было отчаянным. Германия вынуждена держать
крупные силы в Италии и Западной Европе. На Восточном фронте немцы потеряли
преимущество в воздухе. Советская авиация существенно нарастила свою мощь —
сказалась в том числе и англо-американская помощь. Общее соотношение сил на
восточном театре военных действий изменилось, стало очевидно: «перед нами
стоит безжалостный противник, располагающий огромными и даже, по-видимому,
неисчерпаемыми резервами»