Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

32

Надо сказать несколько слов о броневиках . О тех самых броневиках, в жиклёры которых недрогнувшей рукой сыпал (или не сыпал) сахар демонический Шполянский. Броневики у Булгакова похожи на демонов войны. Он пишет: "Серая неуклюжая черепаха с башнями приползла по Московской улице и три раза прокатила по Печерску удар с хвостом кометы, напоминающим шум сухих листьев (три дюйма)". Или: "Один раз, и именно девятого декабря, две машины ходили в бой под Городом и, нужно сказать, успех имели чрезвычайный. Они проползли вёрст двадцать по шоссе, и после первых же их трёхдюймовых ударов и пулемётного воя петлюровские цепи бежали от них". Шкловский в "Сентиментальном путешествии" говорит: "Но я не поступил непосредственно к Скоропадскому, а выбрал 4-й автопанцирный дивизион". Отсюда и растёт история "Михаила Семёновича Шполянского, командира второй машины броневого дивизиона". Но здесь имеются в виду вовсе не броневики "Остин" , прочно ассоциирующиеся с выступающим Лениным, которым - и человеку, и машине - поставлен памятник у Финляндского вокзала в Ленинграде. Кроме "Остинов" существовал бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов" , или "Гарфорд- Путиловец" - его собирали на базе американского грузовика "Гарфорд". Военные давно поняли, что будущее за пушечными бронемашинами, и из трёхдюймовой горной пушки сделали орудие для броневика. 72,6-миллиметровая пушка, конечно, не 76- миллиметровое орудие, что ставилось на знаменитый танк Т-34 первой модификации, но в условиях Гражданской войны аргумент вполне убедительный. Кроме пушки на "Гарфорд-Путиловец" ставили три пулемёта. Причём всё это вооружение и передвижение обеспечивали восемь человек экипажа. Расплатой за огневую мощь стали сравнительная неповоротливость и медленность хода ("Гарфорд-Путиловец" ехал по шоссе со скоростью 18 километров в час). Тот самый двигатель, что можно было испортить, был четырёхтактным бензиновым мотором с воздушным охлаждением мощностью 30 лошадиных сил. Несмотря на все недостатки, эти исчезнувшие ныне начисто машины воевали повсюду, а потом некоторыми из них, захваченными как трофеи, пользовались даже немцы (есть их фотографии на берлинских улицах). Были они и у поляков, и у прибалтов. Изготовили всего около полусотни штук до революции, и жили они долго - почти до начала Второй мировой войны, и переделывали их потом в железнодорожные бронедрезины.

Ссылки:

  • Шкловский В.Б. и эсеры
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»