Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Шефтель И.Б.: в железнодорожных газетах 1950-1963

При случайной встрече на улице летом пятидесятого года Шехтер Александр Авдеевич спросил Шефтеля, не желал бы он перейти в редакцию газеты на Московско-Курской железной дороге. Илья Бенцианович давно уже подумывал о возвращении в печать и с удовольствием встретил предложение. По рекомендации Шехтера, он явился к редактору дорожной газеты "Московско-Курская магистраль" Тобенгаузу Марку Григорьевичу , полковнику административной службы. Был такой чин на железнодорожном транспорте!

Тобенгауз был человеком весьма осторожным. Хотя выполнение Ильей Шефтелем пробного задания его вполне удовлетворило, и работник редакции был нужен позарез, Марк Григорьевич не решался принять сотрудника еврейского происхождения, какого был сам. Да еще ответственный секретарь Полина Иосифовна Верхивкер. Не слишком ли много для небольшого коллектива редакции!

Чтобы снять с себя ответственность Марк Григорьевич представил Шефтеля заместителю начальника политотдела дороги Василию Николаевичу Иванову. Того кандидатура удовлетворила. Неожиданно Илья Бенцианович встретил в политотделе своих старых знакомых Валентину Неводину и Ивана Ивановича Попова. С Валей, машинисткой и по совместительству диктором радиовещания, Шефтель работал на "Дукате", а Попов, в то время возглавлявший Московский радиокомитет, теперь руководил отделом агитации и пропаганды политотдела.

Заручившись санкцией политотдела, Тобенгауз зачислили Шефтеля корреспондентом. С того июльского дня 1950 года на страницах дорожной газеты систематически появлялись корреспонденции и фельетоны за подписью "Л.Яковлев".

Тринадцать лет отработал Илья Бенцианович в редакции. За это время газета трижды меняла свое название и столько же раз редактора.

После слияния дороги с Московско-Донбасской "Московско-Курская магистраль" заимствовала у Донбассцев заголовок и стала называться "За образцовую магистраль" или как сокращенно ее называли читатели, "Образцовка". А когда все железные дороги столичного узла (кроме Октябрьской) были объединены в одну Московскую дорогу, дорожная газета унаследовала заглавие у газеты бывшей Московско-Окружной "Московский железнодорожник".

Сложнее история смены редакторов. Благополучно пережив "эпидемию космополитизма", М.Г. Тобенгауз не удержался у руля газеты, когда были разоблачены убийцы в белых халатах. Политуправление МПС не могли мириться с тем, что две столичные дорожные газеты на Московско-Курской и Московско-Рязанской возглавляют лица еврейского происхождения - Тобенгауз и Таталаевский. Чтобы отстранить от работы редактора "Ленинского пути" Михаила Абрамовича Талалаевского оказалось достаточным хлесткого обзора печати в "Гудке". А в решении вопроса с Тобенгаузом отличился Попов. Он спровоцировал ссору с редактором, а затем подал заявление в партком, обвинив Тобенгауза в публичном оскорблении. Заявление обсуждалось в парткоме Управления дороги, возглавляемом Н.А. Ратниковым, а потом в райкоме партии бывшего Красногвардейского района. Всюду нашли жалобы "оскорбленного" Попова обоснованной. М.Г. Тобенгаузу вынесли строгий выговор. Вместе с этим он автоматически лишился поста редактора дорожной газеты. Его кабинет занял инструктор политотдела Николай Сергеевич Иванов , в прошлом редактор Люблинской городской газеты.

В редакции оставались два сотрудника еврейского происхождения, и это мозолило глаза политотделу, его начальнику О.Ф. Горнову. Иванову указали на "непорядок". Но Николай Сергеевич, коммунист принципиальный, не нашел нужным чистить редакцию, заявил, что у него нет оснований освобождать от работы хороших сотрудников.

Однако судьбе было угодно, чтобы Верхивкер сама поставила себя под удар. Однажды она написала статью на экономическую тему. Процитировав Ленина, она не проверила, как следует расстановку знаков препинания. И в результате получилось, что В.И. Ленин характеризовал социализм как "учет, бесхозяйственность и казнокрадство". Никто в редакции, в том числе и очень квалифицированный корректор Александр Михайлович, не заметил ошибки. Но в политотделе нашелся бдительный инструктор Глазков, узревший искаженность ленинской цитаты. Полину Осиповну сняли с работы. Заодно освободили от работы и замечательного человека Ольгу Павловну Саввину, исполнявшую обязанности редактора и подписавшую газету в печать и в свет. Н.С. Иванов, отдыхавший в то время на юге, все-таки получил выговор.

Произошло это уже после смерти Сталина, когда уже выяснилось, что "убийцы в белых халатах" вовсе не убийцы, когда острота еврейского вопроса несколько притупилась. Вместо Саввиной на должность заместителя редактора пришел М.А. Талалаевский, а ответственным секретарем стал Лев Исаакович Островский. Тот самый Островский, который когда-то заочно рекомендовал Шефтеля в Министерство трудовых резервов. К этому времени он оказался жертвой чистки аппарата Всесоюзного радио, откуда уволили немало работников еврейского происхождения.

Вторая замена редактора произошла в момент объединения дорожных газет Московского узла. Из трех редакторов Володичев, бывший глава редакции на Московско-Окружной, не претендовал на редакторское кресло, а выразил готовность удовлетвориться должностью ответственного секретаря. Тут пострадал Шефтель, занявший эту должность вместо Островского, перешедшего на работу в редакцию какого-то журнала. Н.С. Иванов сразу же освободил Илью Бенциановича, снова перевел его в корреспонденты, а секретарем назначил Володичева.

Осталось два претендента - сам Иванов и редактор газеты на бывшей Московско-Рязанской Федор Герасимович Голубев. По решению Московского комитета КПСС Иванову пришлось уступить кабинет Голубеву. М.А. Талалаевский остался заместителем редактора, а ответственным секретарем Голубев назначил бывшего своего заместителя в "Ленинском пути" Александра Борисовича Бейлинсона. Шефтель остался корреспондентом. В редакции оказалось немало лиц еврейского происхождения. С Московско- Окружной пришли Абрам Матвеевич Заболотный и Семен Израилевич Рогозин, с Московско-Ярославской - Александр Григорьевич Моргулис , с Калининской - Гальчинский. Еще несколько лет назад такое положение в печатном органе было бы недопустимо, а теперь все зависело от воли редактора. Но Федора Герасимовича, человека неглупого и порядочного, не волновал "еврейский вопрос", и он допустил такую густую прослойку.

Работа в дорожной газете, которая представляла собой нечто среднее между фабрично-заводской многотиражкой и межобластной газетой, удовлетворяла Илью Бенциановича, хотя и оплачивалась мало. Мысль о переходе в газету рангом выше он оставил после нескольких бесплодных попыток. Однажды его даже пригласил в "Гудок" редактор отдела Райков, сказал, что надо расти, пора переходить в большую газету. Дал пробное задание, остался удовлетворенным выполнением. Но когда дошло дело до отдела кадров, застопорилось. Подвела анкета. В "Гудке", видимо, свято блюдут "чистоту аппарата", не допускают перебора.

Словом, мой Илья понял, что двери больших газет для него закрыты. А он не принадлежал к числу тех, кто в таких случаях пытаются пролезть через окно. Илья Бенцианович уже не помышлял о росте, довольствовался работой в дорожной газете. При многих своих недостатках она имела и ряд преимуществ перед солидными газетами. Сотрудники газет такого класса, как дорожные, не имеют, как правило, определенного амплуа, они должны уметь работать во всех газетных жанрах, выступать на различные темы. Это разнообразит работу, расширяет кругозор. Но, естественно, не все получается одинаково удачно. Шефтель удачно писал фельетоны и критические корреспонденции, но очерки и репортажи ему не удавались, не шла в руки и интересная информация. Вообще он считал самыми полезными в газете критические материалы .

Диапазон критики в дорожной газете с контингентом читателей почти четверть миллиона, вполне устраивал Илью Бенциановича. Он был журналистом, независимым от руководителей многочисленных железнодорожных предприятий, его критические выступления в печати не угрожали ему административной расправой.

Поле его деятельности было довольно широко. На творческом счету корреспондента Шефтеля-Яковлева было немало удач, случались и промахи, слабые материалы. Что ж, даже у маститых журналистов не все одинаково блестяще.

Своей работой, которая требовала оперативности - все писалось в номер, очень редко в "загон" и почти никогда в корзину! - Илья Бенцианович был удовлетворен. И трудился бы он в "Московском железнодорожнике" до конца дней своих, если бы последние дни газеты не наступили прежде.

Готовя последний номер 1962 года, а он был посвящен 40-летию образования Советского Союза, никто в редакции, даже сам редактор, не подозревал, что это лебединая песнь, что больше газете не суждено выходить.

Шефтель как раз был дежурным по номеру, находился в типографии. И в разговоре с цензором, тот как бы, между прочим, заметил: - Значит, с нового года газета выходить не будет...

Оказалось, Центральный комитет партии решил закрыть дорожные газеты. Таков был новогодний подарок Хрущева огромному отряду журналистов дорожных и бассейновых газет. Это явилось очередным проявлением реорганизаторского зуда Никиты Сергеевича. Тот все упразднял и разделял!

Ссылки:

  • ШЕФТЕЛЬ И.Б. ПОСЛЕ ВОЙНЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»