|
|||
|
Горький "двигает" Л. Авербаха
Из Сарнова Вернемся в март 1932 года, к тому письму Горького , в котором он усиленно расхваливал Сталину Авербаха , как видно, опасаясь - и не без некоторых к тому оснований, - что в новых обстоятельствах свой статус "литвождя" тот может и не сохранить. А он почему-то очень хотел, чтобы этот свой статус Авербах не только сохранил, но даже повысил: "я присмотрелся к нему и считаю, что это весьма умный, хорошо одаренный человек, который еще не развернулся как следует" Смысл реплики предельно прозрачен: надо дать этому весьма умному и хорошо одаренному человеку возможность развернуться как следует. Это, как мы помним, он писал Сталину из Сорренто еще до официального сообщения о роспуске РАППа, и реплика эта имела характер дружеского совета, так сказать, со стороны. Год спустя Горький уже окончательно вернулся в СССР - и отнюдь не на роль стороннего советчика. И когда формировался состав руководства будущего Союза советских писателей , он уже проталкивал своего любимого Авербаха в "литвожди" куда более решительно, с полным сознанием своего права настаивать на выдвижении этой фигуры, для многих в то время весьма сомнительной: ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦК ВКП(б) А.И. СТЕЦКОГО СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б). 22 мая 1933 г. тов. Сталину и тов. Кагановичу Авербах - продолжает вовсю заниматься политиканством. Почти все писатели коммунисты (за исключением Афиногенова, Киршона, Макарьева) от него отвернулись. Это не мешает ему, цепляясь за авторитет Горького и прикрываясь им, сплачивать вокруг себя беспартийных, чему способствует бездеятельность Оргкомитета" (Власть и художественная интеллигенция. Стр. 200.) ИЗ СПРАВКИ СЕКРЕТНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР "ОБ ОТНОШЕНИИ ПИСАТЕЛЕЙ К ПРОШЕДШЕМУ СЪЕЗДУ ПИСАТЕЛЕЙ И К НОВОМУ РУКОВОДСТВУ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ" Илья Сельвинский: Что будет дальше, пока Горький у власти, - трудно сказать. Ведь вся беда в том, что стараются не как бы сделать лучше для литературы, а как бы понравиться вышестоящему. Динамов делает не так, как нужно, а как, по его мнению, должно понравиться Стецкому. Стецкий - то же самое по отношению к Жданову. Политиканство. Фадеев зажат потому, что его не любит Авербах, а Авербаха любит Горький. (Там же, стр. 242.) ИЗ ПИСЬМА КАГАНОВИЧА СТАЛИНУ 12 августа 1934 г. Горький настаивал на проведении Авербаха на съезд писателей от Москвы, но это не вышло, что его еще больше подогрело. Мне кажется, что здесь в значительной мере действуют бывшие рапповцы. Давать им команду нельзя, а через Горького они этого добиваются. По имеющимся сведениям ряд писателей не очень довольны безапелляционностью и декретностью выступлений т. Горького. (Сталин и Каганович. Переписка. 1931"1936 гг. М. РОССПЭН, 2001, стр. 431.) Эти суждения, вероятно, следует принимать во внимание с некоторой осторожностью, поскольку исходят они, в основном, от участников той закулисной возни, которая определяла и в конечном счете определила "расстановку сил" в руководстве будущего Союза писателей. Сошлюсь поэтому на мнение об Авербахе двух писателей никак в этой возне не участвовавших и даже убежденных что вся эта возня к литературе как таковой никакого отношения не имеет. Не могу вспомнить, было ли это весной или осенью 1929 года. Представители РАППа приехали в Ленинград и пригласили "попутчиков" , как мы тогда назывались, в "Европейскую" гостиницу, где остановился Леопольд Авербах . Я видел его в Москве месяца за три до этой встречи и удивился перемене, замеченной не только мною. Он был маленького роста, в очках, крепенький, лысый, уверенный, ежеминутно действующий, - трудно было представить его в неподвижности, в размышлениях, в покое. И сейчас, приехав в Ленинград, чтобы встретиться с писателями, которые существовали вне сферы его активности, он сразу же начал действовать, устраивать, убеждать. Но теперь к его неутомимости присоединился почти неуловимый оттенок повелительности - точно существование "вне сферы" настоятельно требовало его вмешательства, без которого наша жизнь в литературе не могла обойтись. В комнате были М. Зощенко, Вяч. Шишков, Н. Никитин, М. Козаков и, кажется, М. Слонимский. Зачем же пригласил нас генеральный секретарь РАППа ? Он был не один, и первым выступил Ю. Либединский - неопределенно, но дружелюбно. Потом Шишков заговорил о крайностях "сплошной" коллективизации. Это, естественно, "не легло", хотя и было встречено снисходительно, как будто Шишков был не многоопытный пожилой писатель, в прошлом инженер-мелиоратор, исходивший и изъездивший всю страну вдоль и поперек, а запальчивый шестнадцатилетний мальчик. Каждый говорил о своем, но почти никто - я впервые наблюдал это в кругу писателей - о самой литературе. Потом выступил Авербах, который и прежде бросал реплики, направляя разговор, не всегда попадавший на предназначенный, по-видимому предварительно обсуждавшийся, путь. Сразу почувствовалось, что он взял слово надолго. Он говорил энергично, связно, с настоятельной интонацией убежденного человека, - и тем не менее его речь состояла из соединения пустот, заполненных мнимыми понятиями, которым он старался придать весомость. Впечатление, которое произвела на меня его речь, я помню отчетливо, без сомнения по той причине, что это было совершенно новое впечатление. Новое заключалось в том, что для меня литература была одно, а для Авербаха - совершенно другое. С моей литературой ничего нельзя было сделать, она существовала до моего появления и будет существовать после моей смерти. Для меня она, как целое, - необъятна, необходима и так же, как жизнь, не существовать не может. А для Авербаха она была целое, с которым можно и нужно что-то сделать, и он приглашал нас сделать то, что собирался, - вместе с ним и под его руководством. Прежде всего необходимо было, по его мнению, отказаться от лефовской идеи , что писатель - это кустарь, далекий по своей природе от коллективного, содружественного труда. Он говорил, приподнимаясь на цыпочки, поблескивая очками, и я вспомнил Селихова из бунинской "Чаши жизни": "Самолюбивый, как все маленькие ростом". Такова была критическая часть его речи. Но была и положительная. Когда различно думающие и различно настроенные литераторы соединятся под руководством РАППа, литература быстро придет к неслыханному расцвету. "Нам нужны Шекспиры, - твердо сказал он, - и они будут у нас." Знаменитая формула "незаменимых нет" позже стала повторяться на газетных страницах, но впервые - в несколько иной форме - я услышал ее в речи Авербаха. Он не называл имен - кроме Маяковского . Но личность писателя, его "лицо" - он отзывался об этом понятии с каким-то необъяснимым пренебрежением.. Литературные течения не нужны, вредны, говорил Авербах, их на основе опыта РАППа следует заменить "единой творческой школой", и тогда появятся - не могут не появиться - Шекспиры. Эта черта была перенесена впоследствии в лингвистику, в медицину, в физиологию. Т. Лысенко позаботился о том, чтобы в биологии она получила поистине фантастическое развитие. Открытия, едва ли пригодные даже для посредственного фантастического романа, становились Законом с большой буквы, символом веры, который предлагалось принять без сомнений, без колебаний. Другая черта, в особенности поразившая меня, касалась поведения самого Авербаха. Он вел себя так, как будто у него, посредственного литератора, автора торопливых статей, написанных плоским языком, была над нами какая-то власть. Надо ли доказывать, что подлинная власть в литературе - власть над духовным миром читателя - возникает лишь в тех редких случаях, когда на мировой сцене, соединяющей исключительность и повседневность, появляется Гуров, впервые замечающий на ялтинской набережной даму с собачкой, или Левин, который в измятой рубашке мечется по номеру перед венчанием с Кити. Ощущение вмешательства, скрытой угрозы и, главное, невысказанного права на эту угрозу окрасило вечер "завязывания связей", проведенный, как уверяли, любезно прощаясь, хозяева, с большой пользой для дела. Вышли вместе, но на углу Невского расстались, и я пошел провожать Зощенко , который жил на улице Чайковского. Он хорошо выглядел, что с ним случалось редко, был в новом модном пальто и в пушистой кепке с большим козырьком. Было поздно, но вечернее гулянье по Невскому еще не кончилось. Зощенко узнавали, провожали взглядами - он был тогда в расцвете славы и очень любим. У Авербаха он не проронил ни слова и теперь, когда я заговорил о встрече, неохотно поддержал разговор. "Это антинародно, - сказал он. Конечно, все можно навязать, но все- таки, я думаю, не удастся. Это все-таки сложно с такой литературой, как наша. А может быть, и удастся, потому что энергия адская. К ней бы еще и талант! Но таланта нет, и отсюда все качества. ( Вениамин Каверин . Эпилог. М. 2006, стр. 96-100.) И вот этого человека - "посредственного литератора, автора торопливых статей, написанных плоским языком", обладающего адской энергией, но начисто лишенного таланта, - Горький настойчиво проталкивал в "литвожди". Упрямо добивался, чтобы нагло присвоенное им право свысока поучать лучших писателей страны, как им надлежит думать, чувствовать и творить, было предоставлено ему теперь уже официально, - так сказать, по должности. Зачем? Почему? Для чего это ему понадобилось? Ссылки:
|