|
|||
|
Совершенствование научной деятельности в Санкт-Петербургском университете
Как же отразилось принятие устава 1863 г. на научной и педагогической деятельности преподавателей-физиков Санкт-Петербургского университета? Организация и финансирование физических кабинетов при кафедрах физики всех российских университетов диктовались еще уставами 1804 и 1835 гг., но именно устав 1863 г. предусматривал создание лабораторий. Физический кабинет Санкт-Петербургского университета с его приборами вплоть до 1860-х гг. использовался только для демонстраций сопровождавших лекционный курс. Лишь в 1865 г. профессор Ф.Ф. Петрушевский разрешил студентам четвертого курса работать в физическом кабинете. Дата этого решения Петрушевского считается датой основания первого в России физического практикума [ Корзухина, 1999 ; Соминский, 1949 ]. Первоначально в нем занимались всего несколько человек, которым предлагались небольшие задания с использованием имевшихся в кабинете приборов. Но летом 1873 г. лаборант, а впоследствии профессор кафедры физики И.И. Боргман , был направлен в Гейдельберг для ознакомления с работой студенческого практикума в лаборатории Г. Кирхгофа . После его возвращения была организована систематическая работа практикума для студентов второго-третьего курсов. В начале существования студенческого практикума занятия в нем были факультативными. Однако по новому уставу 1884 г. для каждого студента математического отделения лабораторные занятия по физике в продолжение двух полугодий стали считаться обязательной частью обучения. В конце 1880-1890-х гг. на факультете функционировал уже постоянный студенческий практикум, состоявший из нескольких частей: начальной, когда студентов учили обращаться с приборами, и последующими для студентов третьего-четвертого курсов, которые могли уже самостоятельно выбирать область научных занятий. Постепенно улучшалось и финансовое обеспечение физической лаборатории. По уставу 1863 г. на оборудование кабинета и лаборатории выделялась 1000 руб. в год. По штату предполагались один лаборант и один механик, и вряд ли можно было ждать в ближайшее время дополнительных ассигнований. Но после студенческих волнений 1869 г . Министерство народного просвещения стало рассматривать практические занятия студентов как "средство успокоения" -один из способов отвлечения их от активной политической жизни. В связи с этим были увеличены суммы на содержание лабораторий. Кроме того, университет стал выделять для лаборатории дополнительные ассигнования из так называемых специальных средств, которые складывались из отчислений от платы за слушание лекций, процентов с основного капитала, пожертвований и т.п. В дальнейшем в связи с уставом 1884 г. был поставлен вопрос и о строительстве института - специального здания для физического практикума и научных исследований. В 1899-1900 гг. Министерство народного просвещения выделило необходимые средства, и в 1901 г. было построено трехэтажное здание с большой лекционной аудиторией и помещениями для практикума и лабораторий [ Корзухина, 1999 ; Малахов, 1954 ; Соминский, 1949 ]. Таким образом, физический институт Санкт-Петербургского Университета (несколько позже Московского и др.) появился как закономерный результат эволюции: физический кабинет, лаборатории, учебный практикум и, наконец, специальное здание не просто для учебного процесса, но и научной работы. Этот процесс шел одновременно с формированием научного сообщества физиков, превращения профессоров не только в наставников, но исследователей, а самой университетской физики - в самостоятельную научную дисциплину. Ссылки:
|