|
|||
|
Рябчиков Е.И.: На строительстве Волго-Донского канала
То была долговременная командировка в район строительства Волго-Донского гидро- и энергокомплекса . "Огонек" направил туда бригаду в составе Е. И. Рябчикова (руководитель), Д. Н. Бальтерманца , А. И. Гостева , С. Т. Морозова и Ю. Г. Шепелева . Не на неделю, не на месяц. На два с лишним года! Потому что надо было отследить эпопею строительства везде и на всех этапах. Сам Рябчиков, следуя своему "кодексу журналиста", вел подробнейшие дневники, где, кроме беглых, первичных зарисовок, можно увидеть схемы, узнать технические данные, прочесть наброски тем, найти фамилии собеседников. На всех дневниках выразительная просьба: "Нашедшего эту тетрадь прошу вернуть ее по адресу: Москва, ул. Правды, 24, редакция журнала "Огонек" или: в Ново-Соленовский политотдел Цимлянского гидроузла, нач. политотдела или: Клач-на-Дону, нач. политотдела". По мере накопления материала Рябчиков регулярно "снабжал" "Огонек" очерками и репортажами, каждый из которых - восторженный рассказ о событиях и людях, творящих историю советской страны, приближающих коммунизм. Впечатлений было столько, что "заказчик" - редакция журнала с пониманием отнеслась к желанию Е. И. публиковаться и в других изданиях. Получив "добро", Рябчиков активно сотрудничает с газетами "Комсомольская правда", "Морской флот", "Водный транспорт", "Пионерская правда", журналами "Вокруг света", "Пограничник", "Пионер", "Молодой колхозник". Штрихи к теме. Поводом для общения с читателями могло быть даже нечто весьма скромное по меркам стройки. Вот, начались лесопосадки в районе канала, и Е. И. взялся проследить маршрут одного из грузовиков с саженцами, а в "Комсомолке" появился репортаж о "зеленом" рейсе. Или: Сталинградский драматический театр поставил пьесу, посвященную каналстроевцам, и Рябчиков поделился с читателями журнала "Советское искусство" своими оценками спектакля... А для газеты "Культура и жизнь" Евгений Иванович "припас" обзор прессы, выходящей на строительстве канала (ее роль "была бы еще значительнее, если бы редакции привлекали больше рабочих и инженеров, расширили свой авторский актив. Многие статьи и корреспонденции написаны сухим, протокольным языком. Это делает их менее доходчивыми, снижает силу их воздействия на читателей". Редакция весьма благожелательно оценивала публикации о стройке. В марте 1951 года главред "Огонька" А. А. Сурков объявил благодарность Е. Рябчикову и фотокорреспонденту А. Гостеву "за проявленную инициативу и отличное выполнение заданий редакции, связанных с командировкой на строительство Волго-Донского канала". А по завершению командировки благодарностью была отмечена (приказ от 29 июля 1952 года подписал зам. главного редактора Б. С. Бурков) вся бригада - "за инициативную, энергичную работу на Волго-Доне, высококачественные литературные и иллюстративные материалы, посвященные пуску Волго-Донского канала". В конечном счете все публикации о Волго-Донском канале, Цимлянском гидроузле "легли" в книгу-очерк "Волго-Дон" (Государственное издательство географической литературы, 1954 год; отрецензирована академиком С. Я. Жуком). Ее заметили: в целом обстоятельно и живо, но есть стилистические недоработки ("небрежность автора и редактора"). Может, Рябчикову не надо было спешить? Но уж больно велик был соблазн воспользоваться содействием Географиздата, и он не стал утруждать себя переработкой, улучшением журнальных и газетных текстов. Ссылки:
|