|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Знакомство с С.М. Карпачевой
На Крутой Евгений познакомился с директором сажевого завода Сусанной Михайловной Карпачевой , которая вскоре стала его женой. Вот как она описывает встречу и ее "последствия": "Мне часто приходилось ездить в Ухту по административным делам. Как-то раз я возвращалась с попутчиком, молодым мужчиной лет двадцати пяти, светловолосым, с яркими голубыми глазами и правильными чертами лица. Одет он был стандартно для тех мест: ватные куртка и брюки, ушанка из искусственного меха - скорее всего, освобожденный или расконвоированный зек. Разговаривать с ним я не собиралась, но он сам сразу обратился ко мне: "Вы, наверное, с сажевого?". Я довольно сухо ответила: "Конечно, это видно по моему лицу". - "А я - Евгений Рябчиков, до 37-го был журналистом "Комсомольской правды", а с 42-го - освобожденный зек, отсидел пять лет за КРД", - нагловато представился он. Я удивилась: парень выглядел очень молодо, как же он успел получить срок за контрреволюционную деятельность, отсидеть и освободиться? Решила - лжет, тем более, что многие заключенные, особенно "урки", фантастически врали о своей жизни на воле. Но Рябчиков продолжал рассказывать о своей жизни так интересно, что я невольно начала ему верить. На Крутой мы расстались. С этого дня я все время чувствовала его постоянное присутствие. Входила в библиотеку - он оказывался там, на всех моих докладах (я была пропагандистом в клубе) он сидел где-то в уголке и блестел своими яркими глазами. Как-то он дождался меня у входа в клуб и попросил разрешения проводить до квартиры (на втором этаже этого же дома). Я засмеялась и сказала, что не привыкла принимать ухаживания мужчин моложе меня. Он возмутился: "Да мне же тридцать три! Я старше вас". Все это было смешно, трогательно и - опасно. Член партии не имел права вступать в какие-либо близкие, дружеские отношения с бывшими заключенными. Но разговаривая с Евгением, я забывала об этом - с ним было интересно, он резко выделялся из общей массы вольнонаемных нашего поселка. Он стал приходить к нам домой. И однажды сказал: "Давай поженимся". Предложение Рябчикова меня растрогало, хотя казалось совершенно нереальным. "Меня же выгонят из партии, а тебя упекут куда-нибудь на газопромысел, если мы поженимся", - только и сумела я возразить. Евгений настаивал, и я дрогнула. Этот человек был мне близок и интересен. Да и трудно мне было оставаться одной в этой страшной обстановке, где нельзя было лишнего слова сказать - всюду чужие недобрые люди". Сын Карпачевой, Саша , который учился в 4 классе, уже тогда запомнил "дядю Женю", веселого, неутомимого рассказчика. Будучи в статусе вольнонаемного ("получив права гражданства"), Рябчиков, цитирую Е. И., "взялся вновь за литературу и в трудных условиях написал патриотические рассказы (с уже "норильским" временем публикации), сценарий "Далеко в тайге" и пьесу "Возвращение" (выявить не удалось. - М. В.). По косвенным источникам. "Далеко в тайге". И место действия, и действующие лица - все связано со строительством сажевого завода в неком Крутогорске (аналог "Крутой"). Что касается "Возвращения", то было два варианта. Финал повести - это "возвращение в строй советского человека" и его проводы на фронт с верой в "будущую победу". В драматургических героях "прочитываются" и сам Евгений, и С. М. Карпачева. "Опусы" бывшего зека встретили благожелательно: "Все было прочитано начальником политотдела [ИТЛ] и получило одобрение". Точно так же к литературной работе Е. И. отнесся секретарь обкома ВКП (б) А.Г. Тараненко . Возможно, со временем Рябчиков решил доработать эту пьесу. И отдать ее на суд Е. Я. Суркову , которого давно и хорошо знал. Последовал отзыв друга, вызвавший своеобразную реакцию Е. И.: "Долбежка", которой ты подверг мой опус, написанный кровью сердца, - правильна. Когда тебя "громит" умный, знающий человек, "громит" и дает нужный совет, подсказывает хорошие мысли, - это вызывает не обиду, а. почти радость, ибо редко приходится слышать деловую критику. И за это - спасибо". Тогда же, в 1943-м, Рябчиков написал две агитпьесы - "Секретный сейф" и "Донор", обе - на военную тему. О последствиях литературных опытов ничего не известно. Судя по архиву Е. И.. все пьесы так и остались в зачаточном состоянии: работу над ними Рябчиков не возобновлял. См. Карпачева С.М. встречает Е. Рябчикова, отъезд в Норильск 1943 Ссылки:
|