Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Противник больше не атаковал PQ-17. Борьба со штормом

Противник больше не атаковал нас. Команде "Остина" пришлось взять на себя заботу о более чем 50 новых пассажирах и их любимцах " кошке и щенке лайки. Перед нами снова возникла тяжелая проблема как их разместить и накормить, хотя "Ноферн Гем" находился в гораздо более сложном положении, чем мы. На этом траулере собрались моряки с "Леды", "Рейнджера" и несколько человек с "Беллингхэма". Отсеки были забиты так, что негде было повернуться. Скудный рацион состоял из консервированной колбасы, бисквитов и чая, но он сокращался с каждым днем, хотя с эсминца на траулер передали немного продуктов. То же самое творилось на "Рэтлине". Кроме экипажа, у него на борту находились около 200 человек, многие спасенные страдали от нервного потрясения и отказывались спускаться вниз. Поэтому палуба "Рэтлина" напоминала речной пароходик во время экскурсии. Остаток дня и всю ночь за нами следили 2 разведчика FW-200 "Кондор" , но конвой упорно следовал дальше. На рассвете сыграли боевую тревогу, и в течение 2 часов мы следовали зигзагом. Но "Кондоры" упорно висели у нас на хвосте. А где были наши самолеты?" Но поскольку мы находились в относительной безопасности недалеко от своих минных полей, новых атак не последовало. Во второй половине дня мы увидели Исландию , но по каким-то причинам планы изменились, и большинство кораблей было направлено в Лох Ю . Мы попали в буран, а ветер усилился до шторма. В этот момент нам потребовалось повернуть, хотя корабль перестал слушаться руля. "Поворачивай, когда будешь готов",- скомандовал капитан с мостика. "Он рыскает на 20 градусов в обе стороны"," ответил рулевой. "Тогда поворачивай, когда он успокоится",- последовал сухой ответ. Так как шторм был просто ужасным, мы начали опасаться, что переполненный "Рэтлин" перевернется. Он отделился от нас, чтобы зайти в Сейдис-фиорд за припасами, а потом последовал за конвоем. Многострадальный "Уинстон Сейлем" отстал из-за проблем с рулем. Каждый корабль был потрепан штормом. "Дианелла" пережила самый скверный момент за весь поход. Вспоминает матрос Кеннет Ричарде:

"Нас захлестнуло через левый борт и перевернуло. Я сидел в кресле в рубке, и под каким углом мы накренились, я сказать не могу. Но я смотрел прямо в воду, и это длилось целую бесконечность. Было слышно, как старший помощник кричит рулевому: "Ни в коем случае не трогай руль!" Шпигаты правого борта залило, и палуба покрылась водой. Но каким-то чудом корабль выпрямился, и слава богу, что он сделал это!" Шторм утих, и во внезапно наступившем штиле мы прошли через район, где резвились тюлени и плавали мины. В небе туда и сюда носились "Крепости", "Сандерленды" и "Уитли", они появились, когда в них уже не было никакой надобности. Эсминцы покинули нас, но теперь к нам подошел прибрежный эскорт. Капитану Уокеру был отправлен приказ: "Оушн Фридому" от "Сигалл". Выходите вперед и ведите их домой. Жаль, что не смогу быть с вами до конца. Передайте всем кораблям: хорошо сделано. Даудинг". Мы заметили Батт-оф-Левис. По радио БиБиСи сообщило нам, что "обратный конвой прибыл благополучно". Но позади нас разыгралась последняя трагедия. "Сомали" медленно полз вперед на буксире у "Ашанти", постоянно откачивая воду, которая грозила затопить эсминец. На корабле осталась неполная команда - 80 человек. Хотя все шлюпки были уничтожены, оставшихся спасательных плотов было достаточно, чтобы в случае необходимости спаслись все. Но налетел жестокий шторм, и во мраке ночи корабль завершил свое трудное путешествие. Буксировка становилась все более опасной, поэтому экипажу было приказано находиться на верхней палубе. Вспоминает матрос Артур Джоунс с "Лорда Миддлтона": "Его носовой огонь был виден мотающимся из стороны в сторону самым диким образом. Внезапно буксирный трос лопнул, и в тот же момент раздался громкий металлический скрежет. Эсминец разломился надвое, и обе половины начали дрейфовать в разные стороны. Он затонул очень быстро. Так как волнение было очень сильным, наш шкипер решил держаться под ветром. Если моряки будут прыгать за борт, их снесет к нам. Мы смогли спасти очень немногих. Сильное течение пронесло остальных мимо нас, и это была смерть. Я опасаюсь, что у этих несчастных не было ни одного шанса". Среди тех, кого чудом вытащили из воды, оказался командир "Сомали". Он уже потерял создание, но его успели поднять на рыскавший вокруг "Ашанти". Но более 40 человек экипажа "Сомали" погибли, в том числе и те, кого подняли из холодной воды слишком поздно. Старшина сигнальщиков эсминца скончался на борту "Миддлтона" вскоре после спасения. Его похоронили в море в Сейдис- фиорде, в самом конце путешествия.

Ссылки:

  • Прощай, Россия
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»