Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Дос Пассос (1896 — 1970)

См. в Википедии Дос Пассос, Джон

Источник - Википедия

Джон Родериго Дос Пассос (John Roderigo Dos Passos; 14 января 1896 года, Чикаго, Иллинойс, США — 28 сентября 1970 года, Балтимор, Мэриленд, США) — американский писатель португальского происхождения.


Джон Дос Пассос родился 14 января 1896 года в Чикаго в семье богатого юриста. Дед писателя по отцу Мануэл Жоаким Душ Пассуш (Manuel Joaquim Dos Passos) — выходец из посёлка Понта-ду-Сол на острове Мадейра, эмигрировавший в США в 1830 году. После окончания престижной школы в Коннектикуте в 1907 году в сопровождении наставника отправился за границу изучать классическое искусство, литературу и архитектуру. В течение шести месяцев он посетил Францию, Англию, Италию, Грецию и Ближний Восток. Обучался в Гарвардском университете с 1913 по 1916 год. С июля 1917 года работал добровольцем-шофёром в Париже и на севере Италии в санитарном подразделении. Летом 1918 года был мобилизован в армию США и отправлен в Париж. Армейское начальство разрешило ему посещать курсы по антропологии в Сорбонне.
К его разрыву с Хемингуэем привела их поездка добровольцами на Гражданскую войну в Испании. Хемингуэй писал впоследствии:
Дос Пассос, который прежде был таким славным малым, ужасно струсил тут.
По другим данным, Дос Пассос уехал из Испании и впоследствии порвал с левым движением после того, как резидентура НКВД в Мадриде расстреляла его друга — учёного и переводчика Хосе Роблеса. Отношения с Хемингуэем также прекратились.

В молодости придерживался левых взглядов. Считал США «нацией двух народов» — богатых и бедных. С восторгом отзывался о рабочем движении в США.
В 1928 году провёл несколько месяцев в СССР, изучая коммунизм. Встречался и беседовал с Корнеем и Николаем Чуковскими. Последний так описал Пассоса "Это был высокий тощий человек лет тридцати с небольшим, но уже совсем лысый. Маленькая его голова, ничем не прикрытая, была несколько закинута назад, словно он старался рассмотреть верхушки берез <…> рядом с ним Стенич казался иностранцем <…> перед нами сидел типичнейший русский интеллигент, знакомый и понятный нам и по усмешке, и по мягкому взгляду близоруких умных глаз, и по неуверенным рассеянным движениям крупных рук, и по дырке на спущенном носке. Он рассказал мне, как в Ленинграде он увидел пьяного, спящего на мостовой под дождём, и как он понял, что, несмотря на социализм, мы такие же люди, как все."
В 1930-х годах работал в комиссии Дьюи — общественной группе, расследовавшей обвинения против Троцкого на Первом московском процессе (1936).
Порвал с коммунизмом советского типа после поездки в Испанию во время Гражданской войны. Позднее писал о коммунизме:

Я пришёл к выводу, особенно после поездки в Испанию, что гражданские свободы требуют защиты на каждом этапе. Я уверен, что в Испании методы ГПУ, применяемые коммунистами, нанесли столько же вреда, сколько принесли пользы их лётчики, танкисты и другие военные специалисты. Проблема с всесильной секретной полицией в руках фанатиков (или кого-либо вообще) состоит в том, что, однажды запущенная, она не остановится пока не разрушит всю политическую жизнь. Боюсь, что именно это происходит в России.

Первые романы — «Посвящение одного человека» ("One Man's Initiation: 1917", 1920) и «Три солдата» ("Three Soldiers", 1921) — относятся к литературе «потерянного поколения». Дос Пассос начал формалистическое экспериментирование в романе «Манхэттен» ("Manhattan Transfer", 1925).
В трилогии «США», включающей книги «42-я параллель» ("The 42nd Parallel", 1930), «1919» ("Nineteen Nineteen", 1932) и «Большие деньги» ("The Big Money", 1936), Дос Пассос показал культуру страны первых десятилетий двадцатого века. В его вторую трилогию «Округ Колумбия» вошли романы «Приключения молодого человека» ("Adventures of a Young Man", 1939), «Первый номер» ("Number One", 1943) и «Великий замысел» ("The Grand Design", 1949)). Свой метод Дос Пассос называл «камера обскура».

Сочинения
романы «Как легче всего преуспеть» (Most Likely to Succeed, 1954), «В середине века» (Midcentury, 1961), «Война господина Уилсона» (Mr. Wilson’s War, 1962), «Самые лучшие времена» (The Best Times, 1967);
сборник стихов «Тележка на привязи» (A Pushcart at the Curb, 1922);
пьесы «Мусорщик» (The Garbage Man, 1926), «Авиакомпания» (Airways, Inc., 1929), «На высотах удачи» (Fortune Heights, 1934);
книги путевых заметок «Росинант снова в пути» (Rosinante to the Road Again, 1922), «Восточный экспресс» (Orient Express, 1927), «Во всех краях» (In All Countries, 1934), «С войны на войну» (Journey Between Wars, 1938);
сборники статей «На чем мы стоим» (The Ground We Stand On, 1941), «Положение страны» (State of Nation, 1944).
Дос Пассос Дж. Манхэттен / Пер. с англ. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. — 384 с.
Дос Пассос Дж.1919 (и аудио). — М.: АСТ, 2004. — 446 с. ISBN 5-17-025845-3
Дос Пассос Дж. 42-я параллель. — М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024155-0

Ссылки:

  • Мюнценберг Вилли
  • Кох Стивен
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»