Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рудницкая Антонина Иосифовна (ур. Осинская) - бабушка по матери

Жена Данилы Антоновича Антонина Иосифовна, в девичестве Осинская, была сиротой - приемной дочерью Осинских; она была чистокровной полькой .

Первые годы замужества бабушка моя не говорила по-русски, и в семье язык был польский, так что первый язык моей матери был польский, который вскоре был заменен на русский, а польский был начисто забыт ею. Да и бабушка, прожив десятки лет в русском окружении, почти забыла разговорный польский язык, хотя еще читала иногда по-польски и сохранила в произношении польское "л", похожее на "у", передав его из детей одной Наталье.

После смерти мужа бабушке пришлось работать. Она получила место кастелянши (ведающей бельем) в Киржачской городской больнице и долгие годы работала там. Всю свою любовь она перенесла на своих пятерых детей, особенно на старшую - мою мать и младшую - Ольгу. Крохи перепадали и нам внучатам. Начиная примерно с 1908 г. бабушка жила в своем доме одиноко - старшие дочери Людмила и Варвара были замужем и жили вне Киржача, Владимир , став студентом МГУ, лишь в старости вернулся на жительство в отчий дом, Наталью и Ольгу удалось устроить в московские институты "для благородных девиц" . Лишь летом дом оживал: и дети, и появившиеся внуки съезжались в Киржач.

Что же представляла собою моя бабушка - в пожилом возрасте маленькая женщина с несколько расплывшейся фигурой, с точеными чертами смуглого лица, освещенного большими лучистыми карими глазами. Как ни любила она детей, для которых была готова на любые жертвы и которых с нетерпением ждала, только и живя этим ожиданием, но переехать и жить в нашу семью, где было достаточно места, средств и теплоты, она не соглашалась. Она предпочитала быть независимой даже тогда, когда началась старческая неразбериха в мыслях, когда она уже путала детей и внучат и вообще не очень различала людей. Для нее в основном в это время люди делились на две категории: родные, милые, приятные и чужие. К последним отношение было холодно официальное. К первой категории относились дети, внуки и правнуки. Из правнуков, впрочем, родились при ее жизни только мои Оля и Коля, и этих правнуков она путала постоянно то со своими внуками, а то и с детьми.

Была у нее еще одна любопытная, так сказать национально-классовая, черта, назовем ее антидемократизм. В ее сознании резко были противопоставлены с одной стороны люди ее круга, с другой - "низшие", все "эти" крестьяне, соседи-мещане, прислуга и т.д. Это различие сказывалось и в тоне разговора. Особенно я это почувствовал, когда мы приехали на лето в Киржач и привезли с собой моего друга -воспитанника Бахрушинского приюта Леонида Соколова , мальчишку, как и я, лет 12.

Он, конечно, по бабушкиной классификации относился к плебейской категории, и тон (возможно едва заметный, но резавший мне ухо и душу) был соответствующий. Вероятно, это был немалый элемент, способствующий демократизации моего воспитания. Вообще "воспитание от противного" имеет вряд ли меньшее значение, чем воспитание примером.

Ссылки:

  • НЕСМЕЯНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПРЕДКИ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ПРЕДВОЕННЫЕ
  • Рудницкая Ольга Даниловна
  • Несмеянов Василий Ефимович - дед со стороны отца (-1919)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»