Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Реформа химических Вузов Москвы

Из Несмеянова 

В 1930 г. произошла достаточно нелепая реформа. Химические вузы Москвы, разбросанные в разных концах города, - Менделеевский , Ломоносовский институт тонкой химической технологии (образованный на основе второго Московского университета - в прошлом Высших женских курсов ), химический факультет МВТУ и наш новорожденный химический факультет МГУ - были объединены в так называемый Единый химический втуз , четвертым филиалом которого, с директором Темкиным во главе, и был наш факультет. Тем самым химический факультет был юридически отрезан от МГУ, возникли огромные неудобства и несуразности, такие, например, как прекращение выписки фундаментальной библиотекой МГУ химической литературы, как необходимость для МГУ преподавать химию студентам биологам и т.д., не говоря уже об отрыве химии от физики и биологии. В 1932 г. система эта лопнула, и химфак МГУ возродился, на этот раз во главе с деятельным деканом профессором А.В. Раковским. До этого, однако, пришлось химфаку "проехать по тряской дороге". Примерно в 1930 г. был введен лабораторно-бригадный метод, отменены лекции. Надо сказать, что я был сторонником последнего мероприятия, так как сам придавал лекциям скорее эмоциональное, чем образовательное значение. Даже от сверхблестящих лекций А.В. Раковского мало что оставалось в голове, если параллельно не трудиться с книгой и карандашом. Если же трудиться, то вроде как лекции ни к чему, достаточно консультаций. Могу подтвердить искренность такой точки зрения тем, что сам я ни разу в жизни не слушал лекций моего учителя Н.Д. Зелинского по любимому моему предмету - органической химии. Кстати, он говорил, что не любит читать их. О лабораторно- бригадном методе рассуждать не приходилось - надо было проводить его. Изучаемый предмет, например органический практикум, бригада человек в 6-8 сдавала небольшими кусками, отвечали все ее члены вместе, и оценивались знания бригады суммарно. В результате бригада дифференцировалась на активных, во главе с бригадиром, и скромных - молчальников. При всех недостатках лабораторно-бригадного метода, и прежде всего при отсутствии индивидуальной ответственности за знания, организационно он имел то достоинство, что позволил рассосать очереди в лаборатории. Просуществовал этот метод недолго.

Ссылки:

  • НЕСМЕЯНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ДО ВОЙНЫ
  • Несмеянов А.Н.: жизнь кафедры Н.Д. Зелинского, 1925
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»