Шамиль (авар. Шамил; 26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район,
[Западный Дагестан] — 4 [16] февраля 1871,
Медина [ныне Саудовская Аравия]) — предводитель восточных кавказских
горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства —
Северо-кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и
Чечни. До заключения перемирия при штурме Гуниба в 1859 князем
Барятинским энергично вёл борьбу
против Российской империи. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил
наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в
Мекку, затем в Медину, где и умер.
Шамиль сын аварского узденя кузнеца — Денгав-Магомеда и дочери аварского
бека Пир-Будаха — Баху-Меседы. Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб)
общества Хиндалал Аварии (Аваристан, Унцукульский район, западный Дагестан)
26 июня
(7 июля) 1797 год, по мусульманскому календарю первого числа месяца
мухаррам, то есть в первый день Нового года. Имя ему дано было в честь деда
― Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему
новое имя ― Шамиль (Шамуил ―«Услышанный богом»), в честь дяди
(брата матери).
Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто
болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось
переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его
матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался
крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался
живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не
была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали, что
Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей,
любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил
гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его
на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его
рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой
грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад
(1795—1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик
были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в
Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет
он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал
курсы высшей философии и законоведения.
Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» —
оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада;
«Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению.
Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах, ни в
учении.
Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под
начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел,
хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам
Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб. много позже, сам Шамиль,
находясь в Калуге так описал это сражение:
Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не
сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами
он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из
башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же
был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с
прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади
обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий
солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый
солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль
схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша),
выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил,
потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять
боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.
По совету Саида ал-Аракани во избежания новых возмущений, тело имама было
перевезено в Тарки, близ города Петровска (ныне Махачкала), на территорию,
контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими
войсками. По всей вероятности, во время встречи с сестрой Фатимат, по
причине волнения в крови вскрылась едва зажившая рана Шамиля из за чего
новым имамом стал не он а Гамзат-бек гоцатлинский другой близкий сподвижник
Гази-Мухаммада — (1832—1834), сын Алискандирбека. Это было в конце 1832
года. В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию
аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в
Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление рода
Хунзахских правителей — нуцалов. Став третьим имамом Чечни и Дагестана
Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против
количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем
Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное,
большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем
выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел
воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению
своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных
общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и
непривычно.
Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана
(аваро-андо-цезские джамааты и чеченские). Опираясь на учение ислама о
газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложенной к ней борьбе за
независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Чечни
на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех
порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях — адат; основой жизни
горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть
основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в
мусульманском судопроизводстве. Время Шамиля называлось у горцев временем
шариата, его падение — падением шариата. Вся подчинённая Шамилю страна была
разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба,
имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был
муфтий, назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела,
подведомственные муфтию или кади. Каждые четыре наибства сначала
подчинялись мюриду, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие
своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей
между джамаатовскими и наибами. Помощниками наибов были джамаатовские,
которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне»
(газавату), поручали исполнять более важные дела. Число джамаатовских было
неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли
почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во
всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться
имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию,
аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мюриды и наибы.
Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились
на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых
в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль
завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100
отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. В состав его личной
охраны входила группа польских кавалеристов-перебежчиков из русской армии;
начальником артиллерии имамата был польский офицер. Некоторые особо
пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были
избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу,
селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс.
человек. В 1842—1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или
трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в
Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не
более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено.
Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных;
первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята — установленного
шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа —
подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать
ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.
В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.
Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне
Крымской войны 1853—1856 годов
Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои
действия, но потерпел неудачу.
Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России
сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был
преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие —
генерал Николай Муравьев
(1854—1856) и генерал Александр
Барятинский (1856—1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг
имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля — аул Ведено. А к
середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории
Чечни.
После того, как Чечня была окончательно присоединена к России, война
продолжалась ещё почти пять лет против адыгов (черкесов). Шамиль с мюридами
бежал в дагестанский аул Гуниб.
25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в
Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7
сентября) сдался в плен на почётных для него условиях (см. Взятие
Гуниба).
15 сентября в Чугуеве происходит первая
встреча Шамиля и императора Александра
II. 22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день
встречается с генералом Ермоловым. 26 сентября — в Санкт-Петербург, через
три дня в Царском
Селе он был представлен императрице Марии Александровне. После приема в
Петербурге императором Александром II Шамилю была отведена для жительства
Калуга, куда он прибыл 10 октября, 5
января 1860 года в туда же прибывает его семья. При нём было поручено
состоять знатоку арабского языка генералу Богуславскому. 28 апреля — 1 мая
Шамиль встречается со своим бывшим наибом Мухаммад-Амином, который
остановился в Калуге по пути в Турцию.
29 июля 1861 года в Царском Селе происходит вторая встреча Шамиля с
императором. Шамиль попросил Александра II отпустить его в хадж, но получил
отказ.
26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского
собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес
присягу на верноподданство России. В том же году Шамиль был гостем на
свадьбе цесаревича Александра, тогда же происходит третья встреча с
императором. 30 августа 1869 года Высочайшим Указом Шамиль был возведён в
потомственное дворянство.
В 1868 году, зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим
образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более
подходящее место, каковым стал
Киев, куда Шамиль переехал в ноябре
— декабре того же года. 16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему
выехать в Мекку для паломничества. 12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева.
19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации
на
Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в
Мекку. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил
Медину, где и скончался 4(16) февраля 1871 года. Похоронен в Медине на
кладбище аль-Баки (ныне Саудовская Аравия).
После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке
была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а
впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в
1845 году. Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго
в1839 году. Она бросилась в реку Койсу, чтобы не попасть в руки
противников, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была
замужем два раза за Алм-Магометами; От первого мужа у неё был сын
Гамзат-Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию.
У Шамиля было три жены. Одна из них, Шуайнат (1824—1876), была урождённой
Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению.
Судьбы сыновей Шамиля сложились по-разному.
Старший сын Шамиля Джамалуддин (1829—1858) был отдан аманатом в
десятилетнем возрасте во время осады аула Ахульго. Образование получил в
1-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, где обучался вместе с детьми
дворянского сословия. Ему было разрешено ношение горской традиционной
одежды и приставлен мулла. По окончанию учёбы дослужился до звания поручика
в Уланском Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича
полку. В 1854 году имам Шамиль предложил обменять своего старшего сына на
захваченных им княгинь Чавчавадзе. Джамалуддин вернулся в горы, однако
прожил недолго. В 1858 году умер, по всей видимости, от туберкулеза в ауле
Анди.
Вторым сыном имама Шамиля был Гази-Мухаммад (1833—1902). В шестилетнем
возрасте получил первое ранение (в ногу) при прорыве из осажденного аула
Ахульго. В 1850 году был назначен наибом в общество Карата, где заслужил
всеобщее уважение. Прославившим его воинским успехом стал поход на Грузию,
в ходе которого было разорено имение князей Чавчавадзе. В мае 1855 г.
султан Абдул Меджид прислал Гази-Мухаммаду зелёное знамя и серебряный с
позолотой орден, украшенный алмазами, отмечая его заслуги. Кроме того, сыну
имама был пожалован чин паши. Весной 1859 г. Гази-Мухаммад руководил
обороной аула Ведено, столицей имамата. Обложенный со всех сторон царскими
войсками, обстреливаемый тяжелыми орудиями, Ведено был обречен, несмотря на
труднодоступность. После длительной осады аул был взят, а Гази-Мухаммад с
оставшимися защитниками направился в Дагестан. В августе 1859 г.
Гази-Мухаммад находился рядом с отцом в Гунибе. Он со своим младшим братом
Мухаммадом Шефи держал оборону на подступах к укреплению. После сдачи
Гуниба, по велению царя, Шамиль, Гази-Мухаммад и три мюрида должны были
быть доставлены в С.-Петербург, а затем местом жительства была назначена
Калуга. После смерти отца выхлопотал разрешение на выезд в Турцию, где
поступил на военную службу, во время русско-турецкой войны командовал
дивизией, принимал участие в осаде Баязета, дослужился до звания маршала. В
1902 году умер в Медине и похоронен рядом с отцом.
Третий сын имама Саид погиб в младенчестве во время осады аула
Ахульго.
Четвёртый сын, Мухаммад-Шефи (1840—1906), после падения аула Гуниб был
также привезен в С.-Петербург, а затем направлен в Калугу. Выразил желание
поступить на русскую службу и 8 апреля 1861 года стал корнетом лейб-гвардии
в Кавказском эскадроне Собственного Его Величества конвоя. Детей от первого
брака у Мухаммеда-Шафи не было. Вскоре он женился второй раз. Вторая жена
тоже была горянкой — по имени Джарият, она родила Мухаммеду-Шафи сына,
названного Мухаммед-Загидом. 25-летний горец за неполные три года воинской
службы возводится в чин поручика, а ещё через два года стал
штабс-ротмистром. Через три года Мухаммед-Шафи отправили по служебным
воинским делам в длительную командировку за границу, во время которой он
побывал во Франции, Англии, Германии, Турции и Италии. По возвращении в
Россию он был награждён орденом Св. Анны 3 степени и откомандирован на
Кавказ для отбора молодых горцев в Кавказский эскадрон. Вскоре за
безупречную службу последовало производство в ротмистры и назначение
командиром взвода горцев в царском конвое. В 1873 году он награждён ещё
одним орденом — Св. Станислава 2-й степени. В неполные 37 лет стал
полковником. В годы русско-турецкой войны просился на фронт в действующую
армию, но получил отказ царя (его старший брат командовал крупным
соединением в турецкой армии). В 1885 году был произведён в генерал-майоры.
В 45 лет женился в третий раз на 18-летней дочери купца Ибрагима Исхаковича
Апакова Биби-Мариам-Бану и получил в качестве свадебного подарка каменный
двухэтажный дом на площади Юнусова в Старо-Татарской слободе в Казани, где
и прожил до конца своих дней. Скончался в 1906 году во время лечения на
минеральных водах в Кисловодске.
О младшем сыне, Мухаммад-Камиле (1863—1951), известно менее всего. Всю свою
жизнь он прожил в Турции и Аравии. Похоронен в Стамбуле. Является отцом
известного деятеля Горской Республики Саид-бека.